Теории развития типов розничных предприятий

«Теория колеса розничной торговли» (розничного торгового цикла).

Чтобы объяснить появление новых форм розничной торговли, Макнеер предложил «теорию колеса розничной торговли».

Сущность ее заключается в следующем. Розничные предприятия с новыми формами организации торговли вступают на рынок, используя в качестве оружия политику низких цен, основанную на минимальном уровне обслуживания и низких затратах, однако в процессе конкуренции с имитаторами, им неизбежно приходится постепенно поднимать «планку» и переходить в другой класс предприятий с высоким уровнем обслуживания, затрат, торговой прибыли и цен.

Эта теория розничного торгового цикла успешно объясняет процесс движения к более высокой категории универмагов и супермаркетов, а также появление магазинов сниженных цен.

Однако у теории есть и недостаток: она не может удовлетворительным образом описать причины развития магазинов «конвиниенс», которые с самого начала вступления на рынок предлагали высокий уровень цен.

«Теория зоны вакуума».

Для решения проблем, стоящих перед теорией «колеса розничной торговли», Нильсеном была предложена «теория зоны вакуума», В первую очередь, он выдвинул предположение о том, что по мере повышения обслуживания растет цена. Если повышение уровня обслуживания начинается с некоторой минимальной точки, то потребительские предпочтения растут даже при росте цены.

Однако при дальнейшем повышении уровня обслуживания соответствующее удорожание товара оценивается отрицательно, и потребительские предпочтения, наоборот, падают.

На основе такой логики получается приводимая на диаграмме «кривая определения предпочтений». Самым высоким уровнем предпочтений обладает розничный магазин «В», и поэтому магазины «А» и «С» прилагают непрерывные усилия, чтобы приблизиться к нему. В результате этого по обоим краям образуется «зона вакуума», что создает возможность для возникновения новых этапов розничных предприятий.

«Теория зоны вакуума» является актуальной в настоящее время, так как она объясняет появление магазинов сниженных цен и магазинов «конвиниенс».

Однако здесь упускается из виду динамический аспект, на который указывала «теория колеса розничной торговли», а именно то, что при входе на рынок новых типов предприятии в сфере обращения происходит непрерывная технологическая революция, направленная на снижение стоимости.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)