Современные тенденции розничной торговли

Современные форматы (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры) активно развиваются во всех регионах, однако даже в Москве, которая значительно опережает остальные российские регионы по уровню развития современной розницы, на настоящий момент в общем обороте на «новые» форматы приходится не более 25-30%, тогда как в восточноевропейских странах этот показатель достигает 55-75%.

Также заметны различия в характере развития конкретных форматов в регионах. Так, в столице наиболее развиты супермаркеты, в то время как в Санкт-Петербурге заметна доля гипермаркетов (в структуре торговых площадей на них приходится порядка 20%), а в большинстве региональных городов – дискаунтеров.

Одной из наиболее значимых тенденций современного российского розничного рынка является развитие сетевых форматов (то есть структуризация розничного рынка), что в наибольшей степени характерно для современных розничных форматов: гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров.

Доля сетевых торговых точек во всех странах наиболее велика среди дискаунтеров – она приближается к 100%. Очевидно, что именно для этого формата наиболее характерны сетевые формы развития, поскольку его эффективность напрямую связана с увеличением торгового оборота.

Несетевыми являются порядка половины супермаркетов в крупных городах. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках сетевым операторам принадлежат более 60 % всех супермаркетов, что заметно выше в сравнении с другими регионами. Как правило, и гипермаркеты открываются сетевыми операторами.

При этом лишь «Auchan», «Marktkauf» и «Лента» развивают этот формат как единственный, в то время как большинство гипермаркетов принадлежит компаниям, развивающим одновременно различные форматы: «Рамстор» (супермаркеты и гипермаркеты) и «Перекресток» (гипермаркет, супермаркеты и дискаунтеры) в Москве, «Сезон» (гипермаркеты и супермаркеты) – в Санкт-Петербурге, «Виват» (гипермаркет и супермаркеты) – в Перми, «АЛПИ» (гипермаркет и супермаркеты) – в Сибирском регионе.

В то же время в последний год на региональных рынках было отмечено открытие также ряда гипермаркетов, не принадлежащих сетевым игрокам.

Что касается традиционной розницы, то доля сетевых торговых точек наиболее высока среди киосков: почти пятая часть их (более 19 %) охвачена сетевыми структурами. Данные аудита розничной торговли показывают, что по мере развития «новых» форматов розницы потребитель при совершении покупок все больше ориентируется на них: по большинству продуктов заметно растет доля супермаркетов и дискаунтеров в общих продажах и снижается значимость открытых рынков.

В торговле сетевой принцип организационного дизайна начинает внедряться в первой половине XX века.

В настоящее время торговые сети занимают ведущее положение в торговом бизнесе. На их долю приходится 60-90% объема розничного товарооборота развитых стран. Новое поколение розничных сетей представлено такими сетевыми гигантами, как Target, Woolco, Wal-Mart, Carrefour.

Сетевые структуры представляют собой совокупность организаций или центров прибыли, взаимодействующих на основе единого координационного механизма, определяемого спецификой внешней среды.

В соответствии с ГОСТом Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», вступившим в силу с 1 января 2000 г., определение «Торговая сеть» трактуется как «Совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением».

Приведенное определение трактует это понятие несколько шире.

Единая стратегия чаще всего формулируется в области сбыта, ассортимента, лояльности в отношении определенных поставщиков, цен. Взаимодействие осуществляется на договорной основе или в соответствии с действующей организационной структурой.

Общими преимуществами функционирования торговых сетей являются:

  • пространственная мобильность, позволяющая разместить товар в соответствии с территориальным размещением сегментов целевых рынков;
  • мобильность ассортимента в соответствии с потребительскими предпочтениями;
  • эффективность в области осуществления диверсифицированных видов деятельности;
  • способность обеспечить более высокий уровень менеджмента за счет привлечения квалифицированных руководителей и специалистов;
  • снижение затрат на единицу товара.

В качестве сетевого интегратора выступает либо одна или несколько организаций, входящих в сеть, либо специально созданное образование (центр), либо аппарат управления организации. Тип сети определяет организационную структуру координатора.

Снижение удельных затрат достигается за счет нескольких факторов:

  • наличия скидок в результате закупки товаров большими партиями;
  • снижения удельных транспортных расходов;
  • более рациональной организации торгово-технологических процессов в результате координации взаимодействия;
  • снижения удельных затрат на стимулирование сбыта.

Сетевой дизайн отличается большим разнообразием.

В соответствии с видами, функциональным назначением и специализацией предприятий, входящих в сеть, различают горизонтальные и вертикальные сетевые структуры. Вертикальные сети строятся на принципах подчинения, распорядительства. Наибольшее распространение получили организации торговли, в структуру которых входит несколько Центров прибыли. Реже стратегия реализуется через участие в собственности других предприятий (например, магазинов), входящих в структуру сети.

Горизонтальные сети являются формой равноправного кооперирования предприятий, реализующих отдельные функции и работы.

Они представляют собой совокупность взаимосвязанных на принципах кооперации организаций, система скоординированных целей которых обеспечивает реализацию единой стратегии. В качестве сетевого интегратора может выступать одна или несколько организаций.

В соответствии со спецификой распределяемых функций можно выделить цепные, функциональные и розничные сетевые структуры. Цепные сетевые структуры представляют собой кооперацию предприятий (или центров прибыли), специализирующихся на выполнении отдельных функций технологической цепи товародвижения: предприятия-производители товаров (промышленные и сельскохозяйственные), транспортные организации, оптовые базы, склады, магазины и другие пункты розничной продажи.

Количество и набор функций, реализуемых предприятиями, входящими в сеть, может быть различным. В функциональных сетях дезагрегируются функции техноструктуры (аутсорсинг). Как правило, распределяются такие специализированные функции, как маркетинг, учет, планирование, информационное обеспечение и т. д.

В составе розничных торговых сетей функционируют розничные торговые предприятия. Их товарная специализация может быть однородной и диверсифицированной.

В соответствии со спецификой взаимодействия и формой распределения собственности различают:

  1. Корпоративные торговые сети — два или несколько торговых предприятий, находящихся под общим владением и контролем.
  2. Торговые сети, основанные на распределении привилегий. Владелец привилегии (фирменного товара, услуги, торговой марки — бренда, технологии и прочих преимуществ) предоставляет держателю привилегии право пользования ею на договорных условиях. Договор регламентирует порядок финансовых взаимоотношений, права и обязанности сторон.
  3. Торговые сети, объединяющие независимых собственников, совместно решающих определенные задачи, например в области закупок, информационного обеспечения, транспортировки товаров и т.д.

Розничные торговые сети формируются на основе франчайзинга, выкупа и строительства новых магазинов. Типичными представителями розничных торговых сетей у нас в стране являются: «М-Видео» (электроника), «Старик Хоттабыч» (стройматериалы), «Седьмой континент» (продукты питания).

Активно внедряются на отечественный рынок международные сетевые гиганты. В состав сетей входят супер- и гипермаркеты, средние и небольшие магазины, реализующие различные формы торгового обслуживания, магазины, специализирующиеся на сверхглубоком ассортименте, магазины, эксплуатирующие новые для российской торговли формы обслуживания — магазины-склады, клубные магазины и проч.

Научно-техническая революция в области информатики обеспечила условия для трансформации сетевых структур в новый тип — виртуальные организационные структуры.

В экономической литературе термин «виртуальная организация» не имеет достаточно четкого определения. Чаще всего под виртуальными организациями понимают сеть делового сотрудничества, функционирование которой осуществляется на основе современных информационных технологий и средств телекоммуникаций, включающих электронные средства связи.

Организационная система объединяет и координирует функции в соответствии с целями группового взаимодействия равноправных участников — отдельных специалистов, рабочих групп и организаций.

Организационной структуры в традиционном понимании часто не существует. Ее образует совокупность взаимосвязанных функций, набор и исполнители которых могут меняться в соответствии с требованиями рынка.

Технология взаимодействия пространственно распределенной команды обеспечивает решение задач в любой точке земного шара, охваченной единой глобальной сетью Интернет. Тем самым достигается высокая мобильность организации.

Взаимодействие строится на принципах доверия, высокой ответственности и компетентности. Интегратор часто ограничивается контролем результатов, промежуточный контроль которых осуществляется в соответствии с условиями договора и разработанной схемой взаимодействия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)