Анализ и эффективность коммерческой деятельности предприятия

Все показатели, используемые при оценке хозяйственной деятельности торговых организаций, можно свести в экономические категории: экономический эффект, экономический результат, экономическая эффективность. Несмотря на то, что в экономической литературе иногда ставят знак равенства между понятиями «эффект» и «результат», мы предлагаем различать эти понятия.

Экономический результат — это абсолютное значение (не обязательно в стоимостном выражении) какого-либо показателя, характеризующего степень предпринимательской активности в той или иной сфере деятельности.

Для торговой организации такими показателями могут быть, например, товарооборот, количество покупателей, посетивших магазин за определенный период времени, прирост торговой площади, объем закупленной партии товаров.

Под экономическим эффектом понимают разницу между результатами экономической деятельности и затратами, произведенными для их получения.

В торговле экономический эффект может выражаться через такие показатели, как валовой доход и прибыль.

Для оценки экономической эффективности используют оба вида показателей: и результат, и эффект.

Экономическая эффективность определяется соотношением полученного результата или эффекта в стоимостном выражении с затратами различного рода ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) по его достижению. Иными словами, речь идет об уровне эффективности использования ресурсов.

Можно выделить три основных типа ориентации предприятия на прибыль: максимизацию, мини-максимизацию, получение удовлетворительной прибыли.

Смысл стратегии максимизации прибыли состоит в получении высокой прибыли в каждой финансовой операции как за счет внутренних резервов, так и за счет покупателей. Как долгосрочная стратегия предприятия применяется редко, но для краткосрочной тактической задачи используется, особенно в сферах быстрого экономического роста.

При мини-максимизации прибыли ищется максимум прибыли, но не по всем затратам, как в первом случае. При принятии решений берется во внимание страхование от возможных потерь. При планировании удовлетворительной прибыли в полной мере учитывается степень риска, ориентиром для предприятий становиться прибыль, которую можно было бы получить при применении данных финансовых ресурсов в какой-нибудь другой отрасли.

Эта прибыль имеет тенденцию к снижению до такого уровня, который не привлечет слишком много конкурентов в эту отрасль, но не потребует вмешательства органов, следящих за тем, чтобы позиция предприятия в отрасли не стала монопольной. В исключительных случаях цель предприятия может определяться неприбыльной мотивацией.

Это не означает, что предприятие не интересует его финансовые результаты. Вместо максимизации дохода рост нормы прибыли выражается в других показателях: удовлетворение потребителей, позиция на рынке, устойчивость хозяйственных связей, благосостояние работающих, ответственность предприятия, техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого значения научным исследованиям и разработкам.

Для оценки эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности предприятия чаще всего используют систему показателей. Обоснование необходимости их применения дано в теории множественности целей, основу которой составляет системный подход к описанию предприятия, что предполагает существование в системе иерархии целей и, соответственно, критериев их достижения.

Содержание показателей, привлекаемых для оценки хозяйственной ситуации, в каждом конкретном случае определяется жизненным циклом предприятия, его размером, временным аспектом планового горизонта, назначением анализа и другими параметрами.

Система экономических показателей торговых предприятий опирается на дедуктивный метод, который предполагает построение синтетического показателя, обобщающего результаты хозяйственной деятельности, а затем отбор группы частных показателей, конкретизирующих состояние той или иной стороны деятельности.

В качестве основы для обобщающего показателя рекомендуется использовать экономический пот енциал торгового предприятия – совокупность ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, природных и др.), имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта, а также способности его сотрудников и менеджеров к использованию ресурсов в соответствии с целью деятельности предприятия и получению максимально возможного в данных экономических условиях дохода.

Экономический потенциал предприятия характеризуется несколькими важными чертами.

Во-первых, он определяется его реальными возможностями, причем не только реализованными, но и нереализованными по каким- либо причинам.

Во-вторых, потенциал характеризуется объемом ресурсов и резервов — как вовлеченных, так и не вовлеченных в торговую деятельность.

В-третьих, потенциал предприятия определяется не только возможностями и ресурсами, но и способностью менеджеров к их использованию для достижения стратегических целей фирмы.

В связи с этим модель экономического потенциала для торговых предприятий можно представить так: Человеческий капитал + Основной капитал + Оборотный капитал.

Модель экономического потенциала любого предприятия определяется объемом и качеством имеющихся у него ресурсов: численностью занятых и их профессиональными способностями, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами, материальными запасами, финансовыми и нематериальными ресурсами, инновационными и другими способностями.

В сумме это образует совокупную хозяйственную способность предприятия, которая по сравнению с аналогичными параметрами другого предприятия отражает уровень его конкурентоспособности.

Принцип эффективного применения экономического потенциала (Эр) можно представить в следующем формализованном виде:

Практическое использование показателя исходит из допущения, что процессы вовлечения ресурсов и повышения эффективности хозяйственной деятельности, результатом которой является полученный доход, исчисляемый как разность между выручкой, образуемой от реализации товаров, и издержками обращения, находятся в прямо пропорциональной зависимости.

Сложность в формировании системы показателей для оценки деятельности торговых организаций заключается в том, что еще не определена система индикативного регулирования экономики, которая могла бы помочь предприятию сориентироваться во внешних условиях, увидеть свое место среди других предприятий, оценить адекватность своих экономических целей состоянию и перспективам развития потребительского рынка.

В группу показателей, отражающих интересы потребителей, входят:

  • объем товарооборота;
  • товарная структура товарооборота;
  • качество обслуживания;
  • уровень цен на товары и сопутствующие платные услуги.

Поэтому предприятия должны самостоятельно создать для себя исходную базу, выделить приоритетные показатели, уровень которых будет являться критерием для формирования значений всех остальных взаимосвязанных показателей системы.

В качестве составляющих могут быть использованы три группы показателей, отражающих:

  • интересы потребителей;
  • интересы собственников организации как инвесторов;
  • финансовую устойчивость фирмы.

Финансовую устойчивость характеризует система критериев для определения удовлетворительности структуры баланса и платежеспособности предприятия. К основным показателям, характеризующим финансовое положение предприятия, относят: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Собственники предприятия, ожидающие эффективную отдачу от вложенных средств, заинтересованы в показателях, которые характеризуют:

  • эффективность использования активов предприятия;
  • эффективность использования ресурсов;
  • отношение прибыли к выручке;
  • отношение прибыли к собственному капиталу.

Выделение трех указанных групп показателей, с одной стороны, вводит новые показатели, отражающие развивающиеся рыночные отношения, с другой стороны, сохраняет ряд показателей, которые использовались в торговых организациях ранее. Но поскольку в новой структуре изменяются взаимосвязи как между отдельными показателями, так и их группами, то меняется роль и значение отдельных показателей, что, в свою очередь, приводит к появлению у них новых качеств.

Оценочные показатели, используемые при анализе финансовой деятельности предприятия, условно можно разделить на три группы:

  • показатели финансовой устойчивости;
  • показатели ликвидности предприятии;
  • показатели прибыльности предприятия.

Показатели финансовой устойчивости можно разделить на две группы: показатели, характеризующие состояние оборотных средств, и показатели, характеризующие состояние основных средств.

Состояние оборотных средств можно охарактеризовать с помощью следующих трех показателей (коэффициентов):

  1. Коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами (Кс):Норматив Кс равен 0,1 – минимально допустимый уровень.
  2. Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами Ко:Норматив коэффициента обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами = 0,1.
  3. Коэффициент маневренности собственных средств (Км):

Для оценки состояния основных средств предприятия используют следующие показатели:

  1. Коэффициент реальной стоимости имущества ( Кр):Норматив коэффициента реальной стоимости = 0,5.
  2. Коэффициент постоянного актива предприятия (Кп):Чем выше значение этого коэффициента, тем более предприятию необходимо привлечение долгосрочных кредитов и займов.
  3. Коэффициент накопления износа (Кн):

Обобщенная характеристика финансовой устойчивости предприятия может быть дана с использованием двух коэффициентов:

  1. Коэффициент автономии (Ка):
  2. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (Кз):

Собственные источники средств должны покрывать, как минимум собственные оборотные средства в пределах необходимых запасов и всю стоимость основных средств и внеоборотных активов.

Вторая группа показателей, характеризующих финансовое положение предприятия – показатели ликвидности предприятия.

К основным показателям ликвидности и платежеспособности предприятия относятся:

  1. Общий коэффициент покрытия (Коп):Норматив этого коэффициента = 3-4, коэффициент используют для оценки предела кредитования клиента, критическая величина общего коэффициента покрытия – 2. Общий коэффициент покрытия указывает, в какой степени все ликвидные оборотные активы перекрывают имеющуюся у предприятия краткосрочную задолженность.
  2. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл), характеризует общую обеспеченность сельскохозяйственного предприятия оборотными средствами на ведение хозяйственной деятельности:
  3. Коэффициент абсолютной ликвидности ( Кал):Норматив коэффициента абсолютной ликвидности = 0,20-0,25. Этот коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет наиболее мобильной части активов.

Показатели прибыльности (рентабельности) предприятия используется для общей характеристики и рассматриваются как дополнительные к показателям первых двух групп, к которым относятся:

  1. Балансовая прибыль.
  2. Рентабельность продукции (отношение прибыли от реализации к затратам на реализацию продукции, в процентах).
  3. Рентабельность активов (общая рентабельность предприятия, в процентах).

Показатели эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности являются обобщающими, позволяющими качественно и количественно оценить экономическое состояние коммерческого предприятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)