Анализ и эффективность коммерческой деятельности предприятия
Все показатели, используемые при оценке хозяйственной деятельности торговых организаций, можно свести в экономические категории: экономический эффект, экономический результат, экономическая эффективность. Несмотря на то, что в экономической литературе иногда ставят знак равенства между понятиями «эффект» и «результат», мы предлагаем различать эти понятия.
Для торговой организации такими показателями могут быть, например, товарооборот, количество покупателей, посетивших магазин за определенный период времени, прирост торговой площади, объем закупленной партии товаров.
В торговле экономический эффект может выражаться через такие показатели, как валовой доход и прибыль.
Для оценки экономической эффективности используют оба вида показателей: и результат, и эффект.
Экономическая эффективность определяется соотношением полученного результата или эффекта в стоимостном выражении с затратами различного рода ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) по его достижению. Иными словами, речь идет об уровне эффективности использования ресурсов.
Смысл стратегии максимизации прибыли состоит в получении высокой прибыли в каждой финансовой операции как за счет внутренних резервов, так и за счет покупателей. Как долгосрочная стратегия предприятия применяется редко, но для краткосрочной тактической задачи используется, особенно в сферах быстрого экономического роста.
При мини-максимизации прибыли ищется максимум прибыли, но не по всем затратам, как в первом случае. При принятии решений берется во внимание страхование от возможных потерь. При планировании удовлетворительной прибыли в полной мере учитывается степень риска, ориентиром для предприятий становиться прибыль, которую можно было бы получить при применении данных финансовых ресурсов в какой-нибудь другой отрасли.
Эта прибыль имеет тенденцию к снижению до такого уровня, который не привлечет слишком много конкурентов в эту отрасль, но не потребует вмешательства органов, следящих за тем, чтобы позиция предприятия в отрасли не стала монопольной. В исключительных случаях цель предприятия может определяться неприбыльной мотивацией.
Это не означает, что предприятие не интересует его финансовые результаты. Вместо максимизации дохода рост нормы прибыли выражается в других показателях: удовлетворение потребителей, позиция на рынке, устойчивость хозяйственных связей, благосостояние работающих, ответственность предприятия, техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого значения научным исследованиям и разработкам.
Для оценки эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности предприятия чаще всего используют систему показателей. Обоснование необходимости их применения дано в теории множественности целей, основу которой составляет системный подход к описанию предприятия, что предполагает существование в системе иерархии целей и, соответственно, критериев их достижения.
Содержание показателей, привлекаемых для оценки хозяйственной ситуации, в каждом конкретном случае определяется жизненным циклом предприятия, его размером, временным аспектом планового горизонта, назначением анализа и другими параметрами.
В качестве основы для обобщающего показателя рекомендуется использовать экономический пот енциал торгового предприятия – совокупность ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, природных и др.), имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта, а также способности его сотрудников и менеджеров к использованию ресурсов в соответствии с целью деятельности предприятия и получению максимально возможного в данных экономических условиях дохода.
Экономический потенциал предприятия характеризуется несколькими важными чертами.
Во-первых, он определяется его реальными возможностями, причем не только реализованными, но и нереализованными по каким- либо причинам.
Во-вторых, потенциал характеризуется объемом ресурсов и резервов — как вовлеченных, так и не вовлеченных в торговую деятельность.
В-третьих, потенциал предприятия определяется не только возможностями и ресурсами, но и способностью менеджеров к их использованию для достижения стратегических целей фирмы.
В связи с этим модель экономического потенциала для торговых предприятий можно представить так: Человеческий капитал + Основной капитал + Оборотный капитал.
Модель экономического потенциала любого предприятия определяется объемом и качеством имеющихся у него ресурсов: численностью занятых и их профессиональными способностями, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами, материальными запасами, финансовыми и нематериальными ресурсами, инновационными и другими способностями.
В сумме это образует совокупную хозяйственную способность предприятия, которая по сравнению с аналогичными параметрами другого предприятия отражает уровень его конкурентоспособности.
Принцип эффективного применения экономического потенциала (Эр) можно представить в следующем формализованном виде:
Практическое использование показателя исходит из допущения, что процессы вовлечения ресурсов и повышения эффективности хозяйственной деятельности, результатом которой является полученный доход, исчисляемый как разность между выручкой, образуемой от реализации товаров, и издержками обращения, находятся в прямо пропорциональной зависимости.
Сложность в формировании системы показателей для оценки деятельности торговых организаций заключается в том, что еще не определена система индикативного регулирования экономики, которая могла бы помочь предприятию сориентироваться во внешних условиях, увидеть свое место среди других предприятий, оценить адекватность своих экономических целей состоянию и перспективам развития потребительского рынка.
В группу показателей, отражающих интересы потребителей, входят:
- объем товарооборота;
- товарная структура товарооборота;
- качество обслуживания;
- уровень цен на товары и сопутствующие платные услуги.
Поэтому предприятия должны самостоятельно создать для себя исходную базу, выделить приоритетные показатели, уровень которых будет являться критерием для формирования значений всех остальных взаимосвязанных показателей системы.
В качестве составляющих могут быть использованы три группы показателей, отражающих:
- интересы потребителей;
- интересы собственников организации как инвесторов;
- финансовую устойчивость фирмы.
Финансовую устойчивость характеризует система критериев для определения удовлетворительности структуры баланса и платежеспособности предприятия. К основным показателям, характеризующим финансовое положение предприятия, относят: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.
Собственники предприятия, ожидающие эффективную отдачу от вложенных средств, заинтересованы в показателях, которые характеризуют:
- эффективность использования активов предприятия;
- эффективность использования ресурсов;
- отношение прибыли к выручке;
- отношение прибыли к собственному капиталу.
Выделение трех указанных групп показателей, с одной стороны, вводит новые показатели, отражающие развивающиеся рыночные отношения, с другой стороны, сохраняет ряд показателей, которые использовались в торговых организациях ранее. Но поскольку в новой структуре изменяются взаимосвязи как между отдельными показателями, так и их группами, то меняется роль и значение отдельных показателей, что, в свою очередь, приводит к появлению у них новых качеств.
Оценочные показатели, используемые при анализе финансовой деятельности предприятия, условно можно разделить на три группы:
- показатели финансовой устойчивости;
- показатели ликвидности предприятии;
- показатели прибыльности предприятия.
Показатели финансовой устойчивости можно разделить на две группы: показатели, характеризующие состояние оборотных средств, и показатели, характеризующие состояние основных средств.
Состояние оборотных средств можно охарактеризовать с помощью следующих трех показателей (коэффициентов):
- Коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами (Кс):Норматив Кс равен 0,1 – минимально допустимый уровень.
- Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами Ко:Норматив коэффициента обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами = 0,1.
- Коэффициент маневренности собственных средств (Км):
Для оценки состояния основных средств предприятия используют следующие показатели:
- Коэффициент реальной стоимости имущества ( Кр):Норматив коэффициента реальной стоимости = 0,5.
- Коэффициент постоянного актива предприятия (Кп):Чем выше значение этого коэффициента, тем более предприятию необходимо привлечение долгосрочных кредитов и займов.
- Коэффициент накопления износа (Кн):
Обобщенная характеристика финансовой устойчивости предприятия может быть дана с использованием двух коэффициентов:
- Коэффициент автономии (Ка):
- Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (Кз):
Собственные источники средств должны покрывать, как минимум собственные оборотные средства в пределах необходимых запасов и всю стоимость основных средств и внеоборотных активов.
Вторая группа показателей, характеризующих финансовое положение предприятия – показатели ликвидности предприятия.
К основным показателям ликвидности и платежеспособности предприятия относятся:
- Общий коэффициент покрытия (Коп):Норматив этого коэффициента = 3-4, коэффициент используют для оценки предела кредитования клиента, критическая величина общего коэффициента покрытия – 2. Общий коэффициент покрытия указывает, в какой степени все ликвидные оборотные активы перекрывают имеющуюся у предприятия краткосрочную задолженность.
- Коэффициент текущей ликвидности (Ктл), характеризует общую обеспеченность сельскохозяйственного предприятия оборотными средствами на ведение хозяйственной деятельности:
- Коэффициент абсолютной ликвидности ( Кал):Норматив коэффициента абсолютной ликвидности = 0,20-0,25. Этот коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет наиболее мобильной части активов.
Показатели прибыльности (рентабельности) предприятия используется для общей характеристики и рассматриваются как дополнительные к показателям первых двух групп, к которым относятся:
- Балансовая прибыль.
- Рентабельность продукции (отношение прибыли от реализации к затратам на реализацию продукции, в процентах).
- Рентабельность активов (общая рентабельность предприятия, в процентах).
Показатели эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности являются обобщающими, позволяющими качественно и количественно оценить экономическое состояние коммерческого предприятия.
- Основные правила мерчендайзинга при работе с розничной сетью
- Мерчендайзинг
- Маркетинг: битва за сознание
- Современные тенденции розничной торговли
- Факторы успеха розничного предприятия
- Типы розничных предприятий
- Теории развития типов розничных предприятий
- Современные розничные форматы
- Функции предприятий розничной торговли
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу