Современные розничные форматы

Категория специализированных и неспециализированных ритейлеров -относительно простой способ выделения различных типов торговых предприятий. Однако, с точки зрения потребителя, коммерческая привлекательность определенного магазина связана со способом осуществления продаж.

Под розничным форматом понимается предлагаемый потребителю ритейлером в магазине пакет товаров и услуг. Розничные форматы могут быть определены в соответствии с различным атрибутами.

Местоположение.

Для того чтобы привлечь потребителей, магазины в загородных торговых центрах должны предлагать широкий выбор и качество. Для торговой точки, расположенной в проходных местах, привлекательным должен быть соответствующий ассортимент первоклассных брендов по выгодным ценам.

Размер магазина влияет на ожидания потребителя относительно товарного ассортимента. От маленьких магазинов ожидают интересного ограниченного ассортимента.

Мерчендайзинг.

Розничный торговец должен принять во внимание ряд аспектов:

  • товар-микс. Некоторые магазины придерживаются одной из основных товарных категорий (бакалея), другие могут «смешивать» продукты питания и основные непродовольственные товары (электротовары).
  • товарный ассортимент : выбор товаров в пределах классификации.
  • товарная широт а, измеряемая числом различных брендов в магазине.
  • товарная глубина товаров: измеряемая средним числом товарных единиц хранения (ТЕХ) в пределах каждого бренда.

Цена.

От универсама ожидают низких цен и широкого и глубокого ассортимента; от экономичных магазинов (дискаунтеров) — относительно ограниченного диапазона товаров по более низким ценам. Специализированные магазины, как ожидается, обеспечивают широкий диапазон товаров.

Специализированные продовольственные магазины назначают относительно высокие цены. C другой стороны, специализированные непродовольственные магазины варьируют цены в зависимости от предлагаемой товарной категории.

Атмосфера и сервис.

Восприятие качества или низкой цены; полное или ограниченное обслуживание — все это сигналы, которыми потребители руководствуются в своих решениях относительно мест совершения покупок.

Ограниченность магазинного пространства означает, что розничный торговец должен сделать выбор между широтой и глубиной ассортимента или пойти на компромисс с вместимостью (более узкие проходы либо высокие полки).

Выделяют множество различных розничных форматов. Особенности розничных форматов иллюстрирует табл. 1.

Магазины по соседству, в соответствии с критерием удобства для потребителя. Небольшие торговые заведения, расположенные вблизи жилых кварталов городов, открыты допоздна, работают без выходных. В них представлен ограниченный ассортимент товаров с высокой скоростью оборота.

Небольшой ассортимент заставляет владельцев повышать торговую наценку, однако продленное время работы, наличие товаров повседневного спроса и удобное расположение позволяют удовлетворить важные потребности покупателей, которые готовы платить за это.

Магазины по соседству, в соответствии с критерием удобства для потребителя. К ним относятся:

  • общие магазины. Старомодные, с низким уровнем самообслуживания. Их рынок основан на удобстве.
  • магазины смешанного ассортимента. Разнообразные товары, диапазон которых изменяется в зависимости от размеров торгового предприятия.
  • удобные бакалейные магазины. Открытые до позднего вечера, они предлагают покупателям дополнительный сервис и широкий, но не слишком глубокий ассортимент бакалейных товаров.

Магазины «все покупки сразу» обеспечивают полный закупочный сервис для основной части потребительских покупок. Предлагают несколько разновидностей продуктов (обычно это одежда, украшения, домашняя мебель, прочие товары для дома). Каждый тип товара продается в своем отделе, которым управляют специалисты по общению с покупателями или мерчендайзеры (специалисты по торговле, сбыту). Относительно большие предприятия, имеющие более низкие (по сравнению с обычными магазинами) торговые наценки.

Основная форма торговли – самообслуживание.

Главная задача – удовлетворить основные потребности человека в еде, а также в некоторых товарах и услугах для дома.

Несмотря на жесткую конкуренцию со стороны других супер-магазинов и дискаунтов, именно в супермаркеты люди чаще всего ходят за покупками:

  1. Супермаркеты. В них представлены главным образом бакалейные товары; все чаще предлагаются некоторые виды одежды и товаров для дома.
  2. Универмаги. Постепенно выходящие из моды и утрачивающие свою долю рынка специализированные магазины; первоначально обеспечивали полный комплекс услуг и покупки высококачественных товаров.

Специализированные магазины.

Предлагают узкий спектр продуктов с широким ассортиментом в рамках данного спектра: одежду и украшения, спортивные товары, мебель, цветы, книги.

Специализированные магазины можно классифицировать по степени узости продуктовой линии.

Например, торгующий одеждой магазин является обычным специализированным, торгующий мужской одеждой – узкоспециализированным, а торгующий лишь мужскими костюмами – суперспециализированным.

Некоторые аналитики считают, что в будущем именно последние будут расти быстрее всего благодаря преимуществам, которые дают узкая специализация и возможность максимального удовлетворения требований сегмента.

Как правило, расположены в пригородных или относительно отдаленных городских районах (преимущества низкой арендной платы), но их рынки — по меньшей мере, весь город. Это могут быть небольшие магазины компьютерной техники или предлагающие в аренду маскарадные костюмы или товары для коллекционеров.

Гипермаркеты и супермагазины, суперсторы.

Форматы на основе французского и американского стандартов соответственно, обеспечивающие возможность всех покупок под одной крышей:

  1. Гипермаркеты: Занимают от 10 до 25 тыс. куб. м. и объединяют в себе принципы супермаркета, магазина сниженных цен и оптовой торговли. Ассортимент товаров, представленных в таких предприятиях розничной торговли, выходит за рамки ежедневно приобретаемых продуктов и включает в себя мебель, крупную и мелкую бытовую технику, одежду и многое, многое другое. Чаще всего товар располагается на примитивном прилавке, требующем минимума усилий по переноске и транспортировке со стороны торгового персонала. Покупателям, которые соглашаются самостоятельно увозить крупные предметы из магазина, предоставляется скидка. Первый такой гипермаркет появился во Франции. Эта форма розничной торговли довольно популярна в Европе.
  2. Супермагазины (суперсторы). В среднем имеют 3-5 тыс. куб. м. торговой площади, традиционно направлены на удовлетворение потребностей людей в постоянных покупках продуктов питания и прочих товаров. Как правило, предлагают услуги прачечных, химчисток, ремонт обуви, обналичивают чеки и допускают отложенную оплату по счету. В последние годы наблюдается появление супермагазинов, которые на самом деле являются гигантскими специализированными магазинами, так называемыми «убийцами» в своей товарной категории.

Массовые мерчендайзеры.

Обеспечивают широкий ассортимент в отдельных товарных областях; известны как «убийцы категории». Убийца категорий – розничный торговец, специализирующийся в одной категории продуктов или узкого круга нескольких ассортиментных групп товаров.

Экономичные магазины (дискаунт еры).

К дискаунтам относятся только магазины, постоянно торгующие по сниженным ценам (эпизодическое проведение распродаж или наличие «специальных» предложений еще не позволяет отнести магазин к этой категории).

Дискаунты могут иметь как широкий ассортимент, так и специализированный (спортивные товары, электротехника, книжные и пр.):

  • магазины – дискаунтеры (дискаунты). Предлагают ограниченные товарные линии по низким ценам; ассортимент может изменяться в соответствии с покупательскими возможностями; дислоцируются в соответствии с размерами и ассортиментом в различных местах (в пригороде, в центре города или на окраине);
  • магазины сниженных цен. Торговые точки при производственных предприятиях и вторичные розничные магазины, в которых продаются вышедшие из моды, бывшие в употреблении, снятые с производства товарные линии. Имеют обычно довольно широкий ассортимент часто меняющейся высококачественной продукции (обычно это непроданные остатки, избыточные товары и прочее), приобретенной по сниженным ценам у производителей или других розничных торговцев. И вновь ритейлор изменяет ассортимент в соответствии с покупательскими возможностями. Могут быть расположены за городом или на окраинах (преимущество низкой арендной платы и легкого доступа);
  • оптовые клубы: Складские клубы чаще всего обслуживают небольшие компании и людей, работающих в правительственных и других некоммерческих организациях, а также в некоторых крупных корпорациях. Оптовые клубы (базы) представляют собой гигантские помещения, напоминающие собой склады, с минимальными накладными расходами и небольшим ассортиментом. Низкие цены (на 20-40% ниже, чем в дискаунтах) обусловлены тем, что товары приобретаются на торгах, а снижение накладных расходов обеспечивается минимизацией рабочей силы (в основном складские рабочие). Такие клубы не занимаются доставкой на дом и не принимают кредитные карточки. Они обычно располагаются вдали от городских центров (низка арендная плата); часто используются не приспособленные для розничной торговли здания.

Экономичные магазины предлагают стандартный ассортимент товаров по более низким ценам, поскольку имеют возможность устанавливать меньшую долю прибыли за счет большого оборота.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)