Классификация корпораций

Корпорации различаются по ряду признаков, представленных в таблица 1.3.

Классификация корпораций

Классификация корпораций

Открытость для участия и ответственность участников.

Публичные общества — акционерные общества, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в их акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на фондовых биржах и других организованных финансовых рынках.

Контролирующие лица, например, акционеры, владеющие преобладающим пакетом акций, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества, если оно действует во исполнение их указаний. Данные положения отражают установки Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части 1 Гражданского кодекса РФ».

Непубличные общества — хозяйственные общества, не отвечающие признакам публичного общества.

Вид деятельности:

  • портфельные (инвестиционные) корпорации — многопрофильные финансовые холдинги, которые не производят товары и услуги, а покупают и продают активы, контролируют движение и доходность капиталов, управляют финансовыми рисками, подбирают руководителей, входящих в холдинг компаний, и определяют их стратегию, организуют эмиссию и оборот ценных бумаг;
  • производственные корпорации — занимаются производственной, маркетинговой, логистической, инжиниринговой и другими видами производственно-коммерческой деятельности, т.е. создают и доводят до рынка потребительские ценности в виде товаров и услуг.

Форма собственности:

  • государственные корпорации — создаются на базе государственной собственности для решения крупных экономических задач (подъем отрасли и т.д.). В России госкорпорации организуются на основании федеральных законов путем передачи бюджетных средств РФ в собственность корпорации (Роснано, Росвооружение, Росатом, Росгеология, Ростехнологии, Внешэкономбанк и др.);
  • публичные корпорации — принадлежат большому числу акционеров на правах частной собственности, ни один из которых не имеет контрольного пакета;
  • cемейные корпорации — принадлежат отдельным семьям на правах частной собственности и характерны для экономик США и многих развитых стран Европы (Великобритании, Италии, Франции, ФРГ и др.). В семейных корпорациях значительная доля акций принадлежит одной семье. При этом за рубежом фактически не остается корпораций, которые полностью или в основном принадлежат одному человеку. В России имеет место иная ситуация: практически все российские бизнесмены из списка Forbеs являются доминирующими акционерами в своих компаниях.

Как правило, семейная холдинговая компания контролирует ряд фирм, которые, в свою очередь, контролируют следующую группу компаний. Контроль над компаниями в семейной корпорации устанавливается путем пирамидального построения самой группы, выпуска двойного класса акций, перекрестного владения акциями (рис.1.17).

Классификация корпораций

Зачастую наряду с пирамидальной структурой построения семейной корпорации используется горизонтальная структура перекрестного владения акциями.

Формы организации предпринимательства:

  • вертикально интегрированные корпоративные структуры — создаются путем охвата одной компанией нескольких последовательных стадий производства товаров или услуг, обеспечивающих целостность технологической цепочки добычи и (или) обработки сырья, материалов, комплектования и выполнения сборки сложной техники. Различают три типа вертикальной интеграции: «интеграция назад», когда консолидирующая компания стремится получить контроль над компаниями, которые производят сырье, исходные материалы, необходимые ей при производстве собственных товаров или услуг; «интеграция вперед», когда компания стремится получить контроль над компаниями, находящими ближе к конечной точке продажи товара или услуги потребителю, включая послепродажное обслуживание; «сбалансированная вертикальная интеграция», когда компания стремится получить контроль над всей цепочкой ценности от добычи сырья до продажи товара или услуги потребителю;
  • горизонтально интегрированные корпоративные структуры — предполагают консолидацию компаний, производящих однородные товары и услуги, товары дополняющие друг друга;
  • смешанные (конгломератные) структуры с элементами вертикальной и горизонтальной интеграции — допускается интеграция производителей разнородных товаров и услуг.

В соответствии с вариантами интеграции в российской экономике получают развитие отраслевые и межотраслевые корпорации.

При этом преобладают вертикально интегрированные компании, которые включили в свой состав как поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, так и торговые, транспортные, финансовые фирмы.

Это уменьшает риск срыва поставок, завышения цен, но в то же время не позволяет полностью использовать преимущества глобализации, предоставляющие возможности выбора на основе конкурса лучшего поставщика, транспортировщика, дистрибутора.

В странах, где точное исполнение контрактов обеспечивается развитым законодательством, независимой судебной системой и деловой этикой, интеграционные процессы происходят в основном по горизонтали.

Степень интегрированности:

  • мягкая – интеграция с сохранением юридической самостоятельности интегрированных структур;
  • жесткая – интеграция с образованием нового юридического лица.

Масштаб деятельности:

  • локальные корпорации — географически сконцентрированные структуры;
  • региональные — географически распределенные структуры в масштабах региона страны;
  • межрегиональные — географически распределенные структуры в масштабах двух и более регионов страны;
  • национальные — географически распределенные структуры в масштабах страны;
  • международные — географически распределенные структуры, имеющие свои дочерние структуры в разных странах, деятельность которых контролируется из штаб-квартиры в собственной стране;
  • мультинациональные — географически распределенные структуры, имеющие дочерние структуры в регионах мира, которые действуют достаточно независимо;
  • транснациональные — географически распределенные структуры со смешанными вариантами организации бизнеса, которые действуют, например, как международные в одном регионе и мультинациональные — в другом.

По сфере деятельности (отраслевой принадлежности):

  1. Промышленные (топливно-энергетические, металлургические, машиностроительные и др.).
  2. Аграрные.
  3. Финансовые (банковские и страховые).
  4. FMCG – корпорации, функционирующие в секторе группы товаров ежедневного потребления легкой и пищевой промышленности, приобретаемых физическими лицами для личного потребления, товары быстрого использования, то есть имеющие короткий жизненный цикл.

Все корпорации рынка FMCG можно разделить на несколько видов в зависимости от количества представленных товарных групп в их продуктовом и брендовом портфеле:

  • монопродуктовые – представляющие продукты одной категории (например, табачные компании Philip Morris International Inc, JTI, BAT, концерн L’Oreal, предлагающий косметическую продукцию и парфюмерию);
  • предлагающие 2–3 товарные группы (например, соки и молочные продукты – PepsiCo Inc., Carlsberg group – пиво и безалкогольные напитки);
  • мультипродуктовые – предлагающие несколько товарных групп (Unilever – продукты питания, косметика и гигиена).

В зависимости от модели корпоративного управления англо-американская модель сформировалась в условиях рыночно ориентированной финансовой системы, развитого рынка капитала и различных финансовых инструментов.

Англо-американскую модель зачастую называют аутсайдерской, т.е. моделью управления акционерными обществами, основанную на высоком уровне использования внешних по отношению к акционерному обществу, или рыночных, механизмов корпоративного контроля, или контроля над менеджментом акционерного общества.

Интересы акционеров представлены большим количеством обособленных друг от друга мелких инвесторов, которые находятся в зависимости от менеджмента корпорации. Увеличивается роль фондового рынка, через который осуществляется контроль над менеджментом корпорации.

Данная модель присуща и Великобритании Австралии, Индии, Ирландии, Новой Зеландии, Канаде и характеризуется двухзвенной структурой управления, отождествлением интересов корпорации и акционеров, путем увеличения доходов и максимизации рыночной стоимости акций, разделение имущества и обязательств корпорации и ее собственников, равенством прав и защитой законом всех акционеров, включая иностранных; прозрачностью информации.

Интересно
Континентально-европейская, или инсайдерская, модель — это модель управления акционерными обществами, основанная преимущественно на использовании внутренних методов корпоративного контроля, или методов самоконтроля.

Немецкая модель корпоративного управления типична для стран Центральной Европы, Скандинавских стран, менее характерна для Бельгии и Франции.

В ее основе лежит принцип социального взаимодействия: все стороны, заинтересованные в деятельности корпорации, имеют право участвовать в процессе принятия решений (акционеры, менеджеры, персонал, банки, общественные организации).

Немецкая модель характеризуется слабой ориентацией на фондовые рынки и акционерную стоимость в управлении, так как компания сама контролирует свою конкурентоспособность и результаты работы.

В японской модели государство играет значительную роль в поддержке бизнеса в аспектах защиты корпораций на мировом рынке от посягательства иностранных инвесторов, выработке направлений экономического развития экономики, создании инфраструктуры, поддержки деловых контактов как внутри корпораций, так и между ними.

Японская модель корпоративного управления сформировалась в послевоенный период на базе финансово-промышленных групп (кейрецу) и характеризуется как полностью закрытая, основанная на банковском контроле, что позволяет снизить проблему контроля менеджеров.

Современная российская модель корпоративного управления является смешанной, и по-настоящему начала развиваться только в начале 2000-х, в связи с повышением внимания руководства страны к проблеме корпоративного управления, необходимостью привлечь иностранные инвестиции и преодоления конфликта с внешними источниками финансирования.

Данная классификация, как и любая другая, не является абсолютно полной. На практике наблюдается переплетение как различных признаков, так и организационных форм, чему посвящен следующий параграф.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)