Изобразительное искусство и его средства

«Изобразительные искусства – искусства, связанные со зрительным восприятием и создающие изображения видимого мира на плоскости и в пространстве».

Средства выразительности (изобразительно-выразительные средства) – «система исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства, материальных средств и приемов создания художественного образа. Изображается очертание, форма, цвет, движение, то, что можно ощутить визуально, аудиально, кинестетически.

Выражается внутреннее состояние, чувства, мысли, характер. Язык искусства – совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства средств, приемов, материалов создания образа. Знание языка искусства, на котором говорит художник, необходимо для понимания замысла произведения, умения «прочитать» картину, эмоционально отреагировать на изображенное, создания собственной грамотной композиции.

Доступными для работы с детьми средствами выразительности являются в первую очередь цвет, линия, штрих, пятно, точка, форма. Ознакомление детей со средствами выразительности начинается в игровой ситуации, через оживление линии, пятна, через игру с цветом и формой. Возможно использовать такие методы, как рисование в воздухе, рассматривание произведений искусства, метод уподобления.

Линия – главное выразительное средство рисунка, передающая характер изображаемого объекта и эмоциональное состояние художника. По характеру линия может быть нежной, тихой, колючей, решительной, порывистой и тому подобное.

На занятии предлагаем детям провести линии карандашом, фломастером, кистью, рассмотреть получившиеся изображения, дать характеристики различным линиям, найти сходство с реальными объектами. Следующий этап – превращение линии, ее доработка до какого-либо образа, анализ получившегося изображения.

Рассматриваем произведения изобразительного искусства (А. Матисс, «Лебедь»), определяем характер линии и ее роль в передаче замысла художника. Показываем в пластическом упражнении, как «двигается» линия, рисуем в воздухе лебедя, выполняем линейное изображение животного или птицы (карандаш, кисть, фломастер).

В отличие от линии штрих складывается из коротких движений руки и пера на бумаге в соответствии с возможностями движения кисти руки. Штрих в рисунке обычно сочетается с линией и редко применяется самостоятельно. Изображения с преобладанием штриха называются штриховыми, они передают тон, фактуру, объем и «движение формы».

Основными видами штриховки являются параллельная, перекрестная, дугообразная. Рассматриваем с детьми штрих в произведениях искусства (В. Ван Гог), передаем при помощи приема «рисование в воздухе» плавные дугообразные, колючие короткие, параллельные и перекрестные штрихи. Выполняем штриховку (поле, море, трава) разными материалами (мягкий материал, фломастер, тушь и палочка).

Пятно (силуэт) – вид графической техники, плоскостное однотонное изображение (светлое на темном, темное на светлом), а также средство выразительности в изобразительном искусстве.

Техника получила название по имени французского министра Этьена де Силуэта, на которого была сделана карикатура в виде темного пятна. Силуэтное изображение рисуется тушью или вырезается из бумаги, в Европе эта техника получила распространение в XVIII в.

Широко известен театр теней, теневое изображение дает точную и лаконичную характеристику изображаемого объекта. Рассматриваем с детьми силуэты людей и животных в теневом театре, пятна света на картинах А. И. Куинджи («Солнечные пятна на инее», «Березовая роща»), пятна цвета в аппликациях А. Матисса («Улитка»). Рисуем пятна акварелью по сырой бумаге, превращаем получившееся пятно в более конкретное изображение.

Преобразуем пятно, выполняя изображение в технике «обрывная аппликация». Компонуем в формате несколько полученных цветных пятен, ставим задачу передать отношения между пятнами (разговаривают, ссорятся, идут в гости друг к другу). Средством выразительности является точка.

Одна единственная точка на листе бумаги уже преобразует его, притягивает взгляд, становится началом будущей композиции. В хаотическом расположении точек можно попытаться увидеть взаимосвязи, соединить точки в изображение. Рассматриваем, как множество точек различной разреженности создает изображение, выполняем работу разными материалами (карандаш, фломастер, ватные палочки), используем прием приближения-отодвигания.

Цвет традиционно понимается как объективное свойство окружающего мира, он постоянно окружает человека в естественной природной и организованной среде. Цвет является средством эстетической выразительности наряду с ритмом, симметрией и асимметрией, пропорциями, формой, линией, материалом.

Осваивая цвет, знакомясь с его характеристиками, символикой, воздействием на человека, изучая роль цвета в произведениях изобразительного искусства, ребенок учится переживать цвет, получает положительные эмоции в процессе работы с цветом, учится выражать свое отношение к цвету в практической деятельности.

Особенности использования цвета детьми дошкольного возраста – яркие чистые цвета для передачи окраски изображаемого предмета и для украшения рисунка. Характеристика цвета ребенком и выбор цвета в изобразительной деятельности могут отражать как свойства объектов, так и отношение к ним автора. В данном случае и выбор любимого цвета ребенком и характеристика, данная цвету, дают возможность педагогу лучше узнать ребенка, обратить внимание на его эмоциональное состояние.

На занятиях с детьми можно работать с цветными линиями, точками, пятнами разной формы, анализировать пятна цвета в картине, их смысловую нагрузку, играть с цветом и композицией (что изменится в картине, если поменять пятна цвета местами, изменить их цвет или величину).

Проводя беседу с детьми о характере геометрических фигур, задаем следующие вопросы: какой характер может быть у квадрата? У круга? Круг подразумевает движение, он стремится укатиться за край листа, в то же время большой круг – солидный, важный, а маленькие круги напоминают непослушных детей. Квадрат важный, серьезный, устойчивый, он похож на взрослого солидного человека. Разноцветные геометрические фигуры и их сочетания могут передавать движение, создавать настроение, заставлять задуматься.

Таким образом, изобразительное искусство занимает особое место в развитии личности детей, так как лежащая в его основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Изучение языка изобразительного искусства способствует развитию операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения, абстракции и конкретизации.

Искусство предполагает включение личности в творческий процесс посредством таких заданий, как представление действительности в виде геометрических фигур; выражение настроения при помощи цвета, линий; отображение впечатлений в рисунке от музыкальных произведений; составление беспредметных композиций из геометрических фигур.

Результатом такой деятельности является появление психических новообразований (многозначности, гибкости, быстроты, оригинальности мышления, произвольности психических процессов, рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)