История создания игровых технологий

Авторы учебников по деловым играм, справедливо уподобляя целенаправленное обучение труду, все же отличают его от игровой деятельности. Игровое обучение происходит в рамках ситуации, имитирующей профессиональную деятельность и носящей условный характер. Игровая деятельность зачастую кажется непродуктивной, так как ее результаты отсрочены во времени и выражаются в виде умственных знаний, умений, навыков, опыта, поведения и образа мышления, которые весьма трудно замерить.

На протяжении многих лет игра привлекала внимание лишь педагогики и возрастной психологии детства, а широкое примене-ние она нашла в военной стратегии подготовки кадров. Считается, что первые серьезные игры людей были военными играми, а игра в шахматы — это «предок» современных имитацион-ных игр.

Известно, что Наполеон готовился к сражениям, втыкая в географическую карту булавки с разноцветными головками, обо-значая места расположения войск своих и противника, гипотети-чески «разыгрывая» предстоящие сражения. В воспоминаниях мар-шала Г.К. Жукова командно-штабные учения (игры) занимают почетное место в выработке решений. Военные игры продолжают совершенствоваться и применяться во всех армиях и военных бло-ках. Военные маневры – это тоже игры с особыми правилами.

Мощь игрового имитационного моделирования повлияла на политиче-скую жизнь, когда выяснилась невозможность выигрыша в глобаль-ном ядерном конфликте. В России дидактические игры появились уже в конце XVIII в. В 1793 г. была издана игра Хамова по освоению детьми азбуки в процессе игры, а в 1886 г. игра капитана Н.А. Сыкалова для обуче-ния солдат уставу царской армии.

В разные годы игра привлекала к себе пристальное внимание исследователей и практиков в различных областях профессиональ-ной деятельности. Исторический подход к развитию игры как специфической формы деятельности отражен в работах не только психологов, но и педагогов, социологов, философов.

На основе различных исследо-ваний игрового поведения были разработаны разносторонне направленные игровые методики обучения и подготовки кадров. При всем их различии главной отличительной чертой этих методик яв- 22 ляется протекание обучения при определяемой условностью ситу-ации неосознанности настоящих целей деятельности.

История деловых и имитационных игр представлена в ряде оте-чественных трудов. Известные исследователи методов активного обучения ЯМ. Бель-чиков и М.М. Бирштейн отмечают, что деловые игры впервые были разработаны и применены в нашей стране в 1932 году. Их создание было откликом на потребность промышленности, первый опыт про-ведения производственных игр сразу же получил признание и бур-ное развитие.

Метод был подхвачен многими промышленными предприятиями и использован для ускорения управления предпри-ятиями – быстрого освоения вводимой в то время новой диспет-черской системы управления. Деловые игры применялись для ап-робации проектов диспетчерской системы и одновременно с целью подготовки специалистов к работе при проектируемой перестройке управления.

Существовавшие в то время наркоматы (например, энергетики и электрификации) использовали деловые игры как инструмент для повышения квалификации и аттестации своих специалистов. Наркомат высшего образования предложил применить деловые игры в учебном процессе промышленных академий и вузов и санкционировал развертывание научно-исследовательских работ по игровому моделированию.

Была разработана методика проведения производственных игр, создана их первая классификация и намечены перспективы разви-тия и использования. Рождение игр в нашей стране было обусловлено производствен-ной необходимостью. Когда вводились в строй отечественные ги-ганты индустрии (Харьковский и Сталинградский тракторные за-воды, Уралмаш и пр.), пусковой период проходил с большим числом неполадок и намного затягивался.

Заводы были оснащены оборудо-ванием, укомплектованы рабочими и инженерно-техническим соста-вом, а план производства не выполнялся. Именно в этой ситуации правительство обратилось к научно-исследовательским институтам, в частности к Ленинградскому ин-женерно-экономическому институту (ЛИЭИ) с предложением по-мочь пуску новостроек.

Для осуществления этой цели в институте была создана «группа пуска новостроек». Бригадами этой группы был проведено развернутое обследование пускового периода ряда новостроек и изучены причины пусковых неполадок, затем состав-лены или доработаны проекты по вопросам организации произ-водства в пусковом периоде.

В результате проведенного исследо-вания было установлено, что одна из важнейших причин задержки запуска крылась в неумении создавать новые предприятия, в частно-сти заводы-гиганты, а также в отсутствии опыта руководства та-кими проектами у руководителей строек.

Именно в этот период М.М. Бирштейн предложила обучать ру-ководящий персонал пуску данной новостройки априори, до ее действительного запуска, по аналогии с тем, как готовили военные своих начальников на специальных военных играх. Практика тех лет показала, что методика военных игр, имею-щих более чем двухсотлетнюю историю, не могла быть прямо пе-ренесена на «пусковую» игру.

Здесь работали совсем другие меха-низмы. Перемещения в пространстве, хорошо отработанные в военных играх на картах и планах, оказались невозможными для предприятия. В связи со сказанным, инициаторам этого проекта для игры с руководителями требовалось отражение всей совокупности произ-водственно-технических показателей: количественного и качествен-ного выпуска продукции, степени использования оборудования, движения незавершенного производства, квалификации работаю-щего персонала и др.

Кроме того, при имитации пуска необходимо было детально прорабатывать чисто производственные моменты: загрузка оборудования, освоение норм выработки, использование незавершенного производства, использование рабочего времени, наличие бракованной продукции и преодоление дефектов и мно-гое другое. Все эти проблемы были тесно взаимосвязаны, поэтому было целесообразно решать их одновременно.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)