История российской прокуратуры

В истории развития российской прокуратуры выделяют четыре этапа:

  • с 1722 по 1864 г.;
  • с 1864 по 1917 г.;
  • с 1917 по 1991 г.;
  • с 1991 г. по настоящее время.

Указом Петра I от 12 января 1722 г. были учреждены должности Генерал-прокурора и обер-прокурора при Сенате, прокурорах – при коллегиях. В дальнейшем были созданы должности прокуроров провинций и прокуроров в надворных судах.

Прокуратура осуществляла надзор за законностью деятельности государственных органов. При Екатерине II в 1775 г. были детально регламентированы полномочия губернских прокуроров как представителей верховной власти на местах. В 1802 г. с учреждением системы министерств Генерал-прокурор стал одновременно министром юстиции.

В соответствии с Судебными уставами 1864 г. прокуроры учреждались при всех судебных палатах и окружных судах, оберпрокуроры состояли при Сенате. Основным направлением деятельности прокуратуры становилось уголовное преследование, кроме того, прокурор осуществлял надзор за органами предварительного следствия и по арестантским делам.

Иными словами, прокурорский надзор ограничивался исключительно судебной сферой. Однако судебная реформа шла медленно, в связи с чем параллельно с судебной прокуратурой до 1890-х годов продолжала существовать губернская прокуратура.

После Октябрьской революции Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. органы прокуратуры были ликвидированы. Надзор за законностью осуществляли различные учреждения Советского государства, что не способствовало его эффективности.
28 мая 1922 г. на III сессии ВЦИК было принято Положение о прокурорском надзоре, в соответствии с которым была создана советская прокуратура.

На прокуратуру возлагались четыре функции, которые существуют и в настоящее время:

  • надзор за законностью органов власти, организаций, частных лиц;
  • наблюдение за деятельностью органов следствия, дознания, ГПУ;
  • поддержание обвинения в суде;
  • наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражу. Прокуратура учреждалась в составе Народного комиссариата юстиции, ее возглавлял в качестве Прокурора республики нарком юстиции.

После образования СССР в 1923 г. была образована Прокуратура Верховного Суда СССР. В 1933 г. вместо нее была учреждена Прокуратура СССР, ей подчинялись прокуратуры союзных республик, остававшиеся в системе народных комиссариатов юстиции республик. Только в 1936 г. прокуратуры союзных республик были непосредственно подчинены Прокурору СССР, процесс централизации прокуратуры завершился.

19 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон о присвоении Прокурору СССР наименования «Генеральный прокурор СССР».

24 мая 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР.

30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР был принят Закон «О прокуратуре СССР», тем самым нормативно-правовое регулирование деятельности прокуратуры было поднято на самый высокий уровень.


После распада СССР в 1991 г. на базе действовавших на территории РСФСР органов прокуратуры была создана единая система органов прокуратуры, подчиненная Генеральному прокурору РСФСР. 17 января 1992 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ «О прокуратуре РФ», с изменениями действующий до настоящего времени (с 1995 г. – Федеральный закон «О прокуратуре РФ»).

В 2007 г. на базе следственного аппарата прокуратуры был создан Следственный комитет при прокуратуре РФ, в 2011 г. под наименованием «Следственный комитет РФ» он отделился от прокуратуры и стал самостоятельным правоохранительным органом.

В 2014 г. в Конституцию РФ были внесены изменения: гл. 7 «Судебная власть» получила название «Судебная власть и прокуратура»; ст. 129 закрепила участие Президента РФ в назначении не только Генерального прокурора РФ, но и его заместителей, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.

Таким образом, исторически российская прокуратура строилась в соответствии с двумя моделями:

  • прокуратура надзорного типа (1722–1864 гг.);
  • прокуратура обвинительного типа (1864–1917 гг.). Прокуратура советского периода и современная прокуратура представляют собой прокуратуру смешанного (надзорно-обвинительного) типа.

В юридической науке продолжается дискуссия сторонников различных моделей прокуратуры (основной пункт разногласий – общий надзор), при этом большинство специалистов признают необходимость реформирования данного органа, а Конституция РФ не закрепляет конкретных функций прокуратуры.

В таких условиях следует ожидать дальнейших изменений статуса прокуратуры РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 29.12.1995 № 1329 день 12 января отмечается как День работника прокуратуры РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)