Источники прокурорского права

Правовые основы деятельности прокуратуры РФ названы в ст. 3 Закона: Конституция РФ, Закон о прокуратуре и другие федеральные законы, международные договоры РФ. В действительности таких источников больше.

  • Конституция РФ. Прокуратуре непосредственно посвящена ст. 129 Конституции РФ, расположенная в гл. 7 «Судебная власть и прокуратура»; кроме того, прокуратура упоминается еще в четырех статьях Основного закона.

Конституцией РФ урегулированы следующие вопросы:

  • порядок назначения прокуроров всех уровней (ст. 129, 83, 102);
  • нахождение прокуратуры в ведении РФ (ст. 71);
  • полномочие Генерального прокурора РФ вносить представление о лишении неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Отдельные полномочия прокурора предусматривают федеральные конституционные законы («О Конституционном Суде РФ», «О Верховном Суде РФ», «О чрезвычайном положении» и др.).

  • Международные договоры. Закрепляют полномочия прокуратуры в рамках международного сотрудничества по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью (например, «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», заключенная в г. Минске 22.01.1993).
  • Федеральные законы. К ним относятся Закон о прокуратуре, УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УИК РФ, КоАП РФ, другие федеральные законы. Функции прокуратуры могут устанавливаться только федеральными законами (п. 1 ст. 1, абз. 2 ст. 3 Закона о прокуратуре).
  • Указы Президента РФ. В соответствии с нормами Закона о прокуратуре (п. 2 ст. 8, п. 6 ст. 41) Президентом РФ утверждаются Положение о координации деятельности по борьбе с преступностью и Положение о классных чинах прокурорских работников.
  • Постановления Правительства РФ. В соответствии со ст. 44 Закона о прокуратуре должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством РФ по представлению Генерального прокурора РФ (Постановление Правительства РФ от 30.07.2005 № 467 (ред. от 03.02.2012) «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации»).
  • Законы субъектов РФ. В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона о прокуратуре субъекты РФ определяют органы власти субъекта РФ, осуществляющие согласование кандидатуры на должность прокурора субъекта РФ (например, в соответствии с п. 7 ст. 26 Устава Ярославской области согласование назначения на должность прокурора Ярославской области оформляется постановлением Ярославской областной Думы).

Кроме того, некоторые субъекты РФ предоставляют прокурорам соответствующего уровня право законодательной инициативы в представительном органе данного субъекта РФ (например, ст. 27 Устава Ярославской области).

  • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 72 Устава города Ярославля правом внесения проектов решений в муниципалитет города (правом правотворческой инициативы) обладает прокурор города Ярославля.
  • Нормативно-правовые акты Генерального прокурора РФ. В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор РФ издает о приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ.

Согласно п. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре, указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)