Исторические аспекты развития медицинского и фармацевтического товароведения

История возникновения и развития медицинского и фармацевтического товароведения теснейшим образом связана с историей развития человечества.

Сохранение рода человеческого существенным образом зависело от качества и ассортимента имеющихся лекарств и медицинских инструментов.

Описание таких товаров доходит до нас из глубины веков. Достаточно сказать, что уже в эпоху неолита с помощью примитивных инструментов делали трепанацию черепа.

В античную эпоху инструменты в основном изготовляли из бронзы. Такие инструменты на территории Италии были найдены главным образом в Помпеях. Египтяне в папирусе Эберса (около 1500 г. до н. э.) оставили описание 800 рецептов различных лекарственных форм (пилюли, мази, отвары, настойки, пластыри, примочки и др.).

В письменном памятнике Древней Индии «Аюрведаc («Книга жизниc), который относится к IX–II векам до н. э., описано 760 лекарственных растений и свойства различных лекарственных веществ с распределением их по действию: патогенные, рвотные, наркотические и др. Гиппократ (460–377 гг. до н. э.) в своем сборнике «Corpus Hippocraticumc уделял большое внимание лекарствам растительного происхождения, предлагая хранить их в хорошо закрытых сосудах из стекла и глины.

Гален (130–200 гг. н. э.), домашний врач Марка Аврелия, дал классификацию лекарств, подразделив их на: простые, сложные и специфические. В трудах Ибн-Сины (980–1037 гг.), или как его называли в Европе Авиценны, описаны свойства и способы хранения лекарственных растений и лекарственных веществ.

В XIII–XIV веках во Франции, Англии и Голландии устанавливаются правила хранения и отпуска ядов и «секретныхc средств. В XVI веке Парацельс (1493–1541) внес значительный вклад в развитие фармации, развивая изучение химических процессов в медицине.

Возникновение товароведения как специальной области знаний относят к середине XVI века. И начало ему положило именно фармацевтическое товароведение. Почему?

В Европе именно тогда в недрах феодального строя начинают развиваться капиталистические отношения. На смену ремесленному изготовлению товаров приходит их промышленное производство, резко увеличивается объем и номенклатура выпускаемых товаров.

Появляется необходимость в сведениях и знаниях о товарах, выпускаемых различными производителями. Особенно это касается сведений о фармацевтических товарах, качество которых существенно влияет на их потребительные свойства.

На разных этапах промышленного производства медицинских и фармацевтических товаров перед товароведением стояли различные задачи и соответственно изменялось его содержание.

До нас дошли свидетельства, что специальную тару и упаковку из керамики, стекла и дерева начали изготавливать еще в III–IV веках.

Особенного расцвета искусство изготовления упаковки достигло в эпоху Возрождения, когда сосуды для хранения лекарственных средств украшали богатые интерьеры аптек.

В развитии товароведения с момента возникновения и по сегодняшний день можно отметить четыре наиболее ярко выраженных периода.

Первый — товарно-описательный, когда основное внимание уделялось созданию руководств с описанием свойств и способов использования различных видов товаров.

Второй — товарно-технологический, когда в основном изучалось влияние технологических факторов (свойства сырья, материалов и технологии производства) на качество товаров.

Третий — товарно-формирующий, основной задачей которого являются разработка научных основ формирования, оценки и управления потребительной стоимостью, качеством и ассортиментом товаров. И наконец, четвертый — маркетинг товаров, когда главными являются маркетинговые исследования товаров.

В отечественных учебниках по общему товароведению до недавнего времени принято было различать три периода, мы с вами сейчас становимся свидетелями возникновения в нашей стране четвертого периода — маркетинга. Остановимся более подробно на каждом из перечисленных выше периодов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)