Интонация

Интонация — выразительное средство речи, которое формирует стиль публичного выступления, помогает ритору избежать утомительного однообразия в речи и убедить слушателей. Известный драматург Бернард Шоу утверждал, что есть 50 способов произнести слово да и 500 способов — слово нет, потому что истинный смысл сказанного заключается порой не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесены.

По мнению ученых, если интонация не соответствует содержанию речи, то не усваивается 30—40% информации. Известно свыше 20 типов интонаций, с помощью которых можно передать различные чувства и мысли.

Аристотель предупреждал ораторов «о значительных вещах не говорить слегка, а о пустяках торжественно (в противном случае стиль кажется шутовским); о вещах похвальных нужно говорить с восхищением, о вещах, возбуждающих сострадания, — со смирением».

Интонация — сложное явление, она включает в себя такие компоненты: тон голоса, интенсивность звучания, темп речи, логическое ударение, паузы.

Тон (от греч. tonos — напряжение, ударение) — это звук определенной высоты (например, низкий, высокий); а также оттенок речи, голоса (например, сменить тон, разговаривать на повышенных тонах). Термин «тон» имеет широкий аспект значений. Тон звуков речи зависит от высоты гласных, сонорных и звонких шумных согласных.

Тон создается не только тембром или мелодикой звучания, но и всем комплексом фонетических средств (тембр голоса, высота тона и ее движение в слове, длительность ударного гласного, удлинение согласного ударного слога, посложное произношение, темп, громкость и др.).

Основной тон звука — важнейший компонент речевой интонации — создается как результат колебания голосовых связок. В высказывании может быть множество мыслей, несколько видов интонаций, но основной тон один, и он накладывается на звучание всех остальных интонационных компонентов.

Выразительные возможности тона ораторской речи поистине безграничны. Это хорошо понимали передовые ученые XIX—XX вв., выступавшие с блестящими лекциями, — Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев и др. Они умели создавать неповторимый мелодический рисунок речи.

По мнению писателя В.В. Вересаева, «главная сила» воздействия судебных речей Ф.Н. Плевако заключалась в интонации, что невозможно передать на бумаге. А.Ф. Кони писал, что «в этом голосе звучали ноты такой силы и страсти, что он захватывал слушателя и покорял его себе».

Ораторская практика предостерегает от монотонности, однако предельно высокий тон также утомляет слушателей. Оратор, который привык говорить на высоких тонах, нередко испытывает неустойчивость и слабость собственного голоса. Но и слишком низкий тон оратора раздражает аудиторию, так как заставляет ее постоянно напрягаться, прислушиваться к сказанному.

В психологии существует точка зрения, что слишком низкий тон — показатель недостаточной увлеченности и энергии оратора. В таком случае ритору необходимо преодолеть свою внутреннюю пассивность. Здесь потребуется волевое начало, умение проявить характер. Чтобы достичь цели, нужно почувствовать себя энергичным и деятельным человеком. Аудитория верит такому оратору и ждет призыва к действию.
Из сказанного следует, что нужно придавать речи мелодическое разнообразие.

Тон является главным средством для выражения чувств и намерений. Он может быть торжественным и гневным, радостным и печальным, назидательным и дружеским. Если оратор «зримо» чувствует и переживает сообщаемое, хорошо понимает своих слушателей, он сумеет выбрать правильную тональность речи.

Важным компонентом интонации является интенсивность звучания. Она зависит от напряженности и амплитуды колебания голосовых связок. Здесь наблюдается прямо пропорциональная зависимость: звук тем интенсивнее, чем больше амплитуда колебания.

Уровень интенсивности бывает низким, средним и высоким, его различают на слух. Уровень силы звучания может не изменяться на протяжении речи (ровный, спокойный голос), а направление и характер интенсивности часто меняются. Они могут увеличиваться или уменьшаться. В силу различных обстоятельств (тревога, радость, встреча, разлука и т.п.) это может происходить резко или плавно. При взаимодействии тона и интенсивности усиливается громкость речи.

Говорить громко позволительно только в особых ситуациях. Например, вы прощаетесь со своим другом, уходящим служить в армию, на вокзале играет музыка, стоит беспрерывный шум, вы стараетесь его перекрыть своим зычным голосом. Или ваш товарищ вошел в вагон, а вы, оставшись на перроне, вспомнили, что необходимо сказать ему что-то важное, и громко зовете его, иначе он вас не услышит.

На митинговой площади, на параде также звучит громкая речь. Но если человек находится в домашнем кругу, среди своих друзей, в кабинете директора, в автобусе, офисе или в любом общественном месте, то громкая речь недопустима: она расценивается как признак невоспитанности человека, как проявление чрезмерной нервозности или стремление говорящего обратить на себя внимание.

Темп (от лат. tempus — время) — это скорость произнесения звуков, слогов, слов и всего текста в целом. Темп речи измеряют двумя способами: числом звуков или слогов, произносимых в единицу времени (например, в секунду) или средней длительностью звука (слога).

Оптимальный темп речи русских около 120 слов в минуту. Одну страницу информационного текста, напечатанного через полтора интервала, необходимо читать за две или за две с половиной минуты. Несомненно, при подготовке к выступлению оратор должен определить собственный темп речи, обдумать вопрос о скорости,  которой будет говорить.

Успех публичной речи напрямую связан с темпом ее произнесения. «Какая речь лучше, быстрая или медленная?..» — спрашивал известный адвокат П. Сергеич и резонно отвечал читателю: «Ни та, ни другая; хороша только естественная обычная скорость произнесения, то есть такая, которая соответствует содержанию речи…».

Темп речи, конечно, зависит от индивидуальных особенностей говорящего, его характера, темперамента, а также содержания речи и ситуации общения. Представьте, что вам предстоит читать лекцию сначала перед весьма солидной и немолодой аудиторией, а затем — перед студентами. Известно, что восприятие у людей с возрастом понижается.

Следовательно, темп лекции для немолодых слушателей должен быть замедленным. «Не вещать», а беседовать нужно с такой аудиторией, чаще обращаться с вопросами, совместно приходить к определенным убеждениям и выводам. Никакому назиданию здесь не место, тон должен быть уважительным и спокойным.

Перед молодежной аудиторией оратор должен предстать энергичным и решительным человеком, отстаивающим свою точку зрения по каждой выдвинутой проблеме. И темп речи оратора в молодежной аудитории будет значительно быстрее, чем в выступлении перед пожилыми людьми. Считается, что обычный темп диалогической речи — 120—140 слов в минуту. Оратору необходимо избрать такой темп речи, чтобы слушатели могли усваивать предложенную информацию.

Однако оратору следует помнить: чем более интересным, информативным является сообщение, тем медленнее следует его произносить, иначе оно не будет усвоено аудиторией. Самые важные части речи, где содержится доказательство или опровержение, нестандартное решение или парадоксальная спорная идея, надо произносить в замедленном темпе. Обычно в замедленном темпе произносится присяга, торжественное обещание, читается судебный приговор.

Умелое изменение темпа речи помогает оратору поддерживать внимание аудитории: его перестанут слушать и понимать, если речь сделается утомительной. Изменение темпа речи должно быть мотивировано. Оно всегда зависит не только от содержания высказывания, но и от показа конкретной ситуации, эмоционального настроя говорящего.

Сравните предложения такого характера:

  1. Сейчас нужно не заседать, а брать оружие и захватывать власть!
    Мы договорились с арсенальными рабочими, что они поделятся с нами своими запасами оружия. За мной!
  2. Второй день ходила — не могла находиться по киевским улицам Вера Павловна Палий, путая их новые названия и называя по-старому, как тридцать лет назад…
  3. А сегодня с утра Вера Павловна пошла в парк, что раскинулся над Днепровскими кручами и тянулся аж до Печерска; когда-то он назывался Царским садом.
  4. Какая ночь! — Прозрачно-голубая…

Темп речи при чтении этих фраз определяется их содержанием. Первый отрывок звучит как призыв к немедленному действию, поэтому произнесение убыстряется. Для второго и третьего примеров характерно неспешное, «замедленное» описание действий, пейзажа.

Читая такие тексты, нужно растягивать произношение звуков, замедлять темп речи. В последнем предложении логический центр — сложный эпитет прозрачно­голубая. Эмоциональное замедление речи при произнесении этих слов помогает наглядно изобразить описываемое, интонационно обозначить его протяженность и величие.

Темп, как лакмусовая бумажка, отражает волю и чувства говорящего. Восторженность, радость, гнев ускоряют темп речи, а раздумья, смятение, подавленность замедляют его. С чем связана неоправданно повышенная скорость речи у оратора? Есть ряд причин, которые приводят к этой интонационной ошибке. Иногда у начинающих ораторов появляется чувство робости перед аудиторией, что вполне естественно. Это чувство преодолимо: основательная подготовка к выступлению и психологический настрой — вот что избавит от чрезмерного волнения.

Вторая причина более серьезная: оратор не придает значения тому, что слушатели оказываются вне его поля зрения. Он по существу проявляет безразличие к тому, что слушатели не успевают следить за его мыслью. Это особенно недопустимо для судебного оратора. Чтобы выработать чувство скорости собственной речи, следует записывать свои выступления при подготовке и с помощью секундомера исправлять замеченные недостатки.

Третья причина — плохое знание материала выступления. О каких живых чувствах в голосе выступающего или эмоциональном богатстве его речи можно рассуждать в таком случае? Оратор спешит поскорее покинуть трибуну, и это проявляется в ускоренном темпе произнесения речи. Если же оратор заполняет речь пустословием, паузами, либо набором бесконечных «так сказать», «вот», «значит», темп замедлен.

Необходимо учитывать длительность звучания отдельных слов. Хотя слог и является единицей звучания, но его нельзя рассматривать даже временной единицей речи. Слог может звучать и коротко, и долго. Время связано с теми чувствами, которые выражаются в речи. Длительность звучания может показывать не только значение слова во фразе, но и глубину переживания.

Оратор стремится передать глубокое волнение и затаенные чувства. Этому помогает растягивание звучания отдельных слов в речи. О значимости слова в контексте образно говорил К.С. Станиславский: «Когда слово содержательно и внутренне насыщено, оно становится увесистым и произносится медленно. Пустое слово сыплется, как горох из решета, — насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью».

Оценивая темп речи, важно соблюдать золотую середину. Встречаются люди, которые всегда говорят очень быстро. О них можно сказать: «Строчит как из пулемета», «Тысяча слов в минуту». Это недопустимо в практике оратора, так как быстрая речь утомляет и раздражает аудиторию. Замедленная речь также является крупным недостатком («Говорит как воду цедит», «У него слово слову костыль подает»). Понятно, что каждому оратору необходимо найти свой оптимальный темп речи, уметь гибко и логично изменять его, постоянно совершенствовать свое мастерство.

Важную функцию в ораторской речи выполняет логическое ударение — выделение голосом того слова во фразе, которое имеет особую семантическую или эмоциональную значимость. Если фонематическое ударение служит для выделения отдельного слога в слове, то логическое выделяет целое слово. Логическое ударение является интонационно-выразительным средством речи.

В зависимости от цели высказывания логическое ударение может перемещаться в пределах одной и той же фразы. Слово, значимое по смыслу, можно выделить повышением или ослаблением силы голоса, паузой, изменением основного мелодического строя фразы. В зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое изменяется и смысл высказывания.

Например, фраза Иванов имеет высшее филологическое образование может иметь три разных смысла в связи с переносом ударения:

  • Иванов (а не кто-то другой) имеет высшее филологическое образование;
  • Иванов имеет высшее (а не среднее) филологическое образование;
  • Иванов имеет высшее филологическое (а не какое-либо другое) образование. После каждого ударного слова всегда следует пауза, благодаря ей ударное слово подчеркивается и выделяется.

Необходимо помнить, что не существует обязательных правил расстановки логических ударений. Оратор должен ориентироваться на свое языковое чутье и логическую сторону речи. Всегда нужно помнить о значимости контекста, так как каждая отдельная фраза подчинена контексту, является его «стройматериалом».

Например, в предложении: Водолаз протянул руку и открыл люк — логическое ударение можно поставить на словах руку и люк. Но из расширенного контекста мы получаем точную информацию: логическое ударение должно выделить глагол: Несмотря на глубокую рану, водолаз протянул руку и открыл люк.

В устной речи каждое отдельное предложение делится на смысловые группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие речевые единицы называются речевыми тактами, или синтагмами. Синтагма — это «совокупность двух (нескольких слов и / или фразеологизмов), которые объединяются друг с другом на основе семантико грамматических правил сочетаемости». Речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, несколько обстоятельственных слов и т.п.

Слова внутри речевого такта произносятся как одно целое. В понятие интонации входит и пауза (от лат. pausa — прекращение, остановка) — временная остановка звучания, обусловленная рядом причин. Для оратора и слушателей важна прежде всего логическая пауза, которая отражает смысл высказывания. Слова объединяются в группы или словосочетания благодаря смысловым связям. Из каких смысловых единиц состоит, например, такое предложение? Незаметно шхуны и фрегаты исчезают в плотном тумане.

В этом предложении можно выделить такие смысловые группы:

  • шхуны и фрегаты исчезают — это связь двух подлежащих и сказуемого; остальные слова объединяются по смыслу вокруг сказуемого;
  • незаметно исчезают;
  • исчезают в тумане;
  • исчезают в плотном тумане. Выделим речевые такты в данном предложении:

Незаметно / шхуны и фрегаты / исчезают в плотном тумане. В устной речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности — логическими паузами. Именно паузы помогают верной передаче смысла фразы.

Количество слов в каждом такте может быть разным, в зависимости от того, как распределяются логические паузы. Точно определяя место смысловых пауз, нужно помнить, что в русском языке слова одного словосочетания в предложении не всегда стоят рядом. Так, в нашем примере словосочетание «незаметно исчезают» разделено подлежащими «шхуны и фрегаты».

Смысл предложения становится понятен, когда в нашем сознании ясно определяются как целые словосочетания, так и их части. В речи может возникнуть бессмыслица, если оратор разъединяет тесно связанные по смыслу слова или объединяет группы слов, относящиеся к разным речевым тактам. Чаще всего это бывает в поэтических текстах: Как истинный француз, в кармане / Трике привез куплет Татьяне.

Неопытный чтец допустит нелепую ошибку, сделав паузу в конце первой строки, и это изменит смысл всего предложения. Логическая пауза не только объединяет слова в речевые такты, но и помогает точно понять высказывание. Вот почему К.С. Станиславский в книге «Работа актера над собой» писал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность».

Кроме логических пауз, в теории публичной речи выделяют психологические паузы. Психологическая пауза создает эмоциональное толкование текста, выделяет добавочные оттенки сообщения. Такая пауза всегда связана с подтекстом речи. Назначение ее становится яснее при сравнении с паузой логической.

Сошлемся снова на замечание К.С. Станиславского: «В то время как логическая пауза механически формирует такты, целые фразы и тем помогает выяснить их смысл, психологическая пауза дает жизнь этой мысли, фразе и такту, стараясь передать их подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна. Логическая пауза пассивна, формальна, бездейственна; психологическая — непременно всегда активна, богата внутренним содержанием. Логическая пауза служит уму, психологическая — чувству».

Психологическая пауза не подчиняется законам логического членения текста. Она может оказаться там, где логически и грамматически невозможно сделать остановку. В кинофильме «Чапаев» разгневанный комдив спрашивает у комиссара: «Кто здесь хозяин? Ты или я?!» И слышит в ответ: «Ты и… Я!» (психологическая пауза помогает «остудить» горячего Чапая, напомнить ему о помощнике)». Комиссар отвечает хладнокровно. Казалось бы, союз «и» не допускает после себя остановок, но психологическая пауза не подчиняется никаким законам, а ей подчиняются все без исключения законы речи.

Интонационно синтаксические паузы обычно соответствуют знакам препинания в письменной речи: точка указывает на самую длинную паузу, а запятая — на короткую. Паузы на тире обычно бывают значительными, с большой психологической нагрузкой. Этот знак особенно распространен в экспрессивной речи, и только контекст помогает дать его верную интерпретацию.

Характерной чертой бессоюзных сложных предложений в устной речи является обязательная пауза между поясняемой частью и поясняющей. Очень часто двоеточие используется как знак, отделяющий авторский текст от прямой речи. Пауза в этом случае меньше, чем на двоеточии внутри предложения. А.П. Чехов назвал знаки препинания «нотами при чтении».

Подтвердим это определение таким примером. В эпизоде сна Татьяны А.С. Пушкин создает на редкость динамичную сцену: Татьяна в лес; медведь за нею; Снег рыхлый по колено ей; То длинный сук ее за шею Зацепит вдруг, то из ушей Златые серьги вырвет силой; То в хрупком снеге с ножки милой Увязнет мокрый башмачок; То выронит она платок; Поднять ей некогда; боится, Медведя слышит за собой…

Каждая подробность передается короткими выразительными паузами, переданными на письме точкой с запятой. Они помогают представить кошмар, привидевшийся героине. При чтении художественного текста необходимо уяснить своеобразие авторского видения знаков препинания.

Однородные члены предложения, обращения, вставные конструкции отделяются в устной речи паузой, диктуемой контекстом и правилами пунктуации. Следует учитывать, что каждый из знаков препинания имеет ему одному присущие качества, но способов их использования множество.

Кроме рассмотренных нами пауз, существуют и другие: говорящий порой прерывает речь, чтобы вдохнуть воздух. Это физиологические паузы . По мнению специалистов, их следует делать через 10—15 слов. Это создает плавность речи, позволяет держать ее в пределах среднего темпа.

Невыгодной для оратора и неприятной для слушателей становится ситуация, если физиологические паузы не совпадают с логическими, психологическими. Если человек страдает одышкой, с трудом произносит слова, то из-за неуместных физиологических пауз исчезает эффект его публичного выступления. Оратор должен знать о разновидностях пауз, их функциях и о том, как ими пользоваться.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)