Анализ основных форм и видов организации обучения

Педагогика – это гуманитарная наука, которая целенаправленно занимается исследованием систем и процессов образования, воспитания, обучения и развития. Необходимой составляющей образования являются организационные формы обучения. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. Если принципы обучения указывают общие требования к процессу обучения, методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение. Форму обучения определяют как специальную конструкцию процесса обучения, обусловленную его содержанием, методами, средствами и всеми другими составляющими процесса.

В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная), формы организации учебно-воспитательного процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические научные общества, экскурсии и пр.).

Форма организации обучения – это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.

Учеными выделены основания для классификации форм обучения:

  • количество и состав учащихся;
  • место учебы;
  • продолжительность учебной работы.

По этим основаниям формы обучения делятся соответственно на индивидуальные, коллективные, групповые, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, основные и вспомогательные.

Эта классификация позволяет в определенной степени упорядочить разнообразие форм обучения.

Совокупность форм обучения, сложившаяся в определенных исторических условиях 

В истории образования известно значительное количество таких систем.

Классно-урочная система является наиболее ранней для нового времени и распространенной в мировой практике. Ее создал как развернутую систему Я.А. Коменский в XVII веке. Классу и уроку как дидактическим понятиям уже около 400 лет. Классно-урочная система выдержала испытание жизнью в течение нескольких столетий и, несмотря на постоянную острую критику, сохраняется до настоящего времени почти во всем мире. Она имеет несомненные положительные качества: простая организационная структура, экономичность, простота управления. Но одновременно у нее имеется немало негативных моментов: недостаточный учет индивидуальных различий, строгая организационная структура, создающая зачастую формальный подход к уроку.

Основным учебным занятием, организационной единицей обучения в системе общего образования является урок. Урок обычно посвящен одному учебному предмету, теме, однако с внедрением межпредметной интеграции отдельные уроки могут быть интегрированными, включающими проблематику различных предметны областей.

В отличие от школы, в системах начального, среднего и высшего профессионального образования выделяют несколько видов аудиторных учебных занятий: лекция, семинар, практическое занятие, групповое упражнение, лабораторная работа, зачет, экзамен (рис. 6.1.).

Формы обучения реализуются через способы организации учебного процесса, взаимодействия преподавателя с обучающимися при решении образовательных задач в соответствии с теорией обучения (дидактикой).

Причем одна и та же форма организации обучения может видоизменяться в зависимости от решаемых задач, используемых методов и технологий.

С точки зрения организации обучения на уровне образовательного учреждения, выделяют такие его формы, как очное, заочное, вечернее обучение, экстернат (самостоятельное обучение, предполагающее очные виды промежуточных и итоговой аттестации).

Термин «дидактика» (от греч. didaktikos – поучающий)
впервые ввел в педагогику немецкий ученый Вольфганг Ратке (1571-
1635) для обозначения искусства обучения.

Актуальные задачи современного высшего образования решаются сегодня всесторонне, в первую очередь посредством использования классических организационных форм обучения, но с опорой на использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций – case-studies, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью гармонического, творческого, универсально-целостного становления и развития личности студента.

Лекция – ключевой компонент дидактического цикла обучения (рис. 6.2). Лекция (от лат. lectio – чтение) – систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Ее цель – формирование знаниевой базы для последующего изучения студентами учебного материала и экономный по времени способ сообщения им значительного объема информации.

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе выделяют различные виды лекций (рис. 6.2.).

Большое значение имеет и способ представления материала. Если это традиционные формы обучения, например, лекции, то они должны обеспечивать системность восприятия обучающимися. При этом необходимо учитывать все основные каналы восприятия информации:

  • визуальный,
  • слуховой,
  • кинестический – чувственный.

Причем здесь нужно помочь обучаемому определить его доминирующий тип восприятия и по возможности развить остальные. Ведь уже непосредственно в процессе восприятия осуществляется первичная обработка информации, определяющим здесь является стиль мышления, тип интеллекта, которые рассмотрены во второй главе. Каждый интеллектуальный тип тяготеет к одной из составляющих базиса «языков» мышления:

  • предметной (конкретной, конструктивной);
  • образной (наглядной, физической);
  • семантической (вербальной, описательной);
  • абстрактной (знаковой, формализованной).

Все это необходимо учитывать уже на этапе представления информации при подготовке к занятиям. Т.к., как уже говорилось, может сложиться ситуация, когда обучаемые не понимают преподавателя, не воспринимают материал в учебнике, потому что он соответствует, например, теоретическому типу мышления, а образному, предметному – нет.

При формировании учебно-методического комплекса преподаватель, учитывая требования, предъявляемые ФГОС ВО, а также увеличение объема и роли самостоятельной работы студентов, обязан применять активные методы обучения (АМО), например, таких как лекция – визуализация, которая может быть также разных видов (рис. 6.3.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)