Анализ основных форм и видов организации обучения
Педагогика – это гуманитарная наука, которая целенаправленно занимается исследованием систем и процессов образования, воспитания, обучения и развития. Необходимой составляющей образования являются организационные формы обучения. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. Если принципы обучения указывают общие требования к процессу обучения, методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение. Форму обучения определяют как специальную конструкцию процесса обучения, обусловленную его содержанием, методами, средствами и всеми другими составляющими процесса.
В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная), формы организации учебно-воспитательного процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические научные общества, экскурсии и пр.).
Форма организации обучения – это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.
Учеными выделены основания для классификации форм обучения:
- количество и состав учащихся;
- место учебы;
- продолжительность учебной работы.
По этим основаниям формы обучения делятся соответственно на индивидуальные, коллективные, групповые, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, основные и вспомогательные.
Эта классификация позволяет в определенной степени упорядочить разнообразие форм обучения.
Совокупность форм обучения, сложившаяся в определенных исторических условиях
В истории образования известно значительное количество таких систем.
Классно-урочная система является наиболее ранней для нового времени и распространенной в мировой практике. Ее создал как развернутую систему Я.А. Коменский в XVII веке. Классу и уроку как дидактическим понятиям уже около 400 лет. Классно-урочная система выдержала испытание жизнью в течение нескольких столетий и, несмотря на постоянную острую критику, сохраняется до настоящего времени почти во всем мире. Она имеет несомненные положительные качества: простая организационная структура, экономичность, простота управления. Но одновременно у нее имеется немало негативных моментов: недостаточный учет индивидуальных различий, строгая организационная структура, создающая зачастую формальный подход к уроку.
Основным учебным занятием, организационной единицей обучения в системе общего образования является урок. Урок обычно посвящен одному учебному предмету, теме, однако с внедрением межпредметной интеграции отдельные уроки могут быть интегрированными, включающими проблематику различных предметны областей.
В отличие от школы, в системах начального, среднего и высшего профессионального образования выделяют несколько видов аудиторных учебных занятий: лекция, семинар, практическое занятие, групповое упражнение, лабораторная работа, зачет, экзамен (рис. 6.1.).
Формы обучения реализуются через способы организации учебного процесса, взаимодействия преподавателя с обучающимися при решении образовательных задач в соответствии с теорией обучения (дидактикой).
Причем одна и та же форма организации обучения может видоизменяться в зависимости от решаемых задач, используемых методов и технологий.
С точки зрения организации обучения на уровне образовательного учреждения, выделяют такие его формы, как очное, заочное, вечернее обучение, экстернат (самостоятельное обучение, предполагающее очные виды промежуточных и итоговой аттестации).
Термин «дидактика» (от греч. didaktikos – поучающий)
впервые ввел в педагогику немецкий ученый Вольфганг Ратке (1571-
1635) для обозначения искусства обучения.
Актуальные задачи современного высшего образования решаются сегодня всесторонне, в первую очередь посредством использования классических организационных форм обучения, но с опорой на использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций – case-studies, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью гармонического, творческого, универсально-целостного становления и развития личности студента.
Лекция – ключевой компонент дидактического цикла обучения (рис. 6.2). Лекция (от лат. lectio – чтение) – систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Ее цель – формирование знаниевой базы для последующего изучения студентами учебного материала и экономный по времени способ сообщения им значительного объема информации.
В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе выделяют различные виды лекций (рис. 6.2.).
Большое значение имеет и способ представления материала. Если это традиционные формы обучения, например, лекции, то они должны обеспечивать системность восприятия обучающимися. При этом необходимо учитывать все основные каналы восприятия информации:
- визуальный,
- слуховой,
- кинестический – чувственный.
Причем здесь нужно помочь обучаемому определить его доминирующий тип восприятия и по возможности развить остальные. Ведь уже непосредственно в процессе восприятия осуществляется первичная обработка информации, определяющим здесь является стиль мышления, тип интеллекта, которые рассмотрены во второй главе. Каждый интеллектуальный тип тяготеет к одной из составляющих базиса «языков» мышления:
- предметной (конкретной, конструктивной);
- образной (наглядной, физической);
- семантической (вербальной, описательной);
- абстрактной (знаковой, формализованной).
Все это необходимо учитывать уже на этапе представления информации при подготовке к занятиям. Т.к., как уже говорилось, может сложиться ситуация, когда обучаемые не понимают преподавателя, не воспринимают материал в учебнике, потому что он соответствует, например, теоретическому типу мышления, а образному, предметному – нет.
При формировании учебно-методического комплекса преподаватель, учитывая требования, предъявляемые ФГОС ВО, а также увеличение объема и роли самостоятельной работы студентов, обязан применять активные методы обучения (АМО), например, таких как лекция – визуализация, которая может быть также разных видов (рис. 6.3.).
- Коммуникативные компетенции профилактики и разрешения конфликтов
- Коммуникативно-речевая компетентность педагога
- Средства оценки компетенций
- Технологии оценки качества профессиональной деятельности педагога
- Оценка качества образования
- Педагогический контроль и диагностика компетенций в структуре образовательной деятельности педагога
- Методы, методики, средства в обучении
- Информационные технологии и Интернет и их роль в образовательном процессе ВУЗа
- Проектно-созидательные технологии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу