Игровые педагогические технологии

Игра это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинский, Д.Б. Альколнин, в зарубежной 3. Рейд, Ж. Плаже, и др.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

  1. Целеполагания.
  2. Планирования.
  3. Реализации цели.
  4. Анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия, как средства реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) область действительности, условно воспроизводимой в игре.

Большинство игр отличают следующие черты (С.А. Шмаков):

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности;
  • творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («Поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоционально напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.

По мнению С.А. Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

  1. Функция социализации (система общественных отношений).
  2. Функция межнациональной коммуникации (общественные ценности, культура представителей разных национальностей).
  3. Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики» (конкретные жизненные затруднения).
  4. Коммуникативная функция.
  5. Диагностическая функция (диагностировать целый различные проявления ребенка: интеллектуальные, творческие, эмоциональные).
  6. Терапевтическая функция (использование игры как средства различных трудностей возникающих у ребенка в поведении, общении, учении).
  7. Функция коррекции (позитивные изменения в структуре личностных показателей ребенка).
  8. Развлекательная функция.
  9. Педагогические игры достаточно разнообразны по: Дидактическим целям;
    организационной структуре. Возрастным возможностям их использования; специфика содержания.

Попытку классифицировать педагогические игры в соответствии с различными основаниями, осуществил Г.К. Селевко. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В отечественной педагогике имеется целый ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, Мумми-Троль, персонажи «Волшебника изумрудного города», «Приключение Буратино»)

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:

  1. Имитационные игры (имитируют деятельность какой-либо организации).
  2. Операционные игры (отрабатывают выполнение конкретных специфических операций).
  3. Исполнение ролей (отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица).
  4. Деловой театр разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.
  5. Психодрама и социограмма. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.

Игровые педагогические технологии

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)