Комплексная оценка состояния здоровья учащихся общеобразовательных школ

Здоровье человека есть способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.

Здоровье определяет возможности выполнения основных функций, учитывая, что организм человека есть живая многоуровневая система со способностью к адаптации и саморегуляции, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственное и приобретенные начала.

Состояние здоровья оценивается по его основным компонентам: соматическому (физическому) и социально-психологическому.

Соматический компонент подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде. Социально-психологический компонент определяет состояние психической сферы человека, систему ценностей, установок и мотивов адекватного поведения в социальной среде.

Главные критерии здоровья: сбалансированность, уравновешенность, компенсированность свойств и качеств организма.

Организм может находится в одном из нескольких состояний: здоровье, донозологическое состояние, преморбидное состояние, болезнь. Непрерывность состояния организма определяется взаимодействием и взаимовлиянием изменяющихся во времени различных факторов риска (рис. 3.2.1).

Оценка уровня здоровья в дозонологической диагностике, которая на представлении о тесной связи между адаптационными возможностями организма и заболеваемостью, позволяет выделять 4 класса состояний:

  • состояние здоровья с достаточными функциональными (адаптационными) возможностями организма;
  • донозологическое состояние, при которых оптимальные адаптационные возможности обеспечиваются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем, что ведет к повышенному», расходу функциональных резервов организма;
  • преморбидные состояния, которые характеризуются снижением функциональных возможностей и проявляются в виде двух стадий:
  • с преобладанием не специфических изменений при сохранении гомеостаза основных жизненно важных систем организма, в том числе сердечно-сосудистой системы:
  • с преобладанием специфических изменений со стороны определенных органов и систем, гомеостаз, который нарушен, но благодаря механизма компенсации проявление заболевания может быть выражено или находится в начальной фазе и имеет компенсаторный характер;
  • состояние срыва адаптации с резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации. В данном состоянии, как правило, наблюдаются различные заболевания в стадии субкомпенсации или декомпенсации.

В качестве критерия адаптационных возможностей определяется коэффициент здоровья (КЗ), который высчитывается по частоте пульса (ЧП), артериальному давлению (САД, ДАД), массе тела (МТ) и возрасту (В).

КЗ = 0,01ЧП + 0,01САД + 0,008 ДАД + 0,014В + 0,009МТ 0,009Р 0,27.

Доврачебный скрининг на основе коэффициента здоровья основан на положении состояния системы кровообращения или индикатора состояния всего организма. В зависимости от значения коэффициента здоровья человек может быть отнесен к одной из четырех групп по степени адаптации; чем выше условный балл, тем выше вероятность развития патологических состояний.

Существует школа соматического здоровья, выделяющая пять уровней состояния здоровья: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Рассчитываются уровни по показателям массы тела, жизненной емкости легких, динамометрии кисти, частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического артериального давления (САД), времени восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30с. Определяют уровень соматического здоровья: 3 и меньше ниже среднего, 4-6 -низкий, 12-15 выше среднего, 16-18 высокий.

В валеологической антропологии, используя биосоциальный подход, выделяются три последовательные категории здоровья:

  • А сбалансированное здоровье, когда имеющиеся отклонения легко компенсируются или корригируются, что не отражается на отправлении человеком индивидуально-психологических и социальных функций;
  • Б умеренно разбалансированное здоровье, при котором человек временами испытывает неудобства в отправлении своих социальных функций, имеет ограничения в выборе рода деятельности, что, впрочем, не лишает его ощущений социальной полноценности;
  • В существенно разбалансированное здоровье на фоне накапливающихся заболеваний, последствия которых ограничивают трудоспособность человека и могут вызвать его инвалидность.

Группа А это так называемые «практически здоровые» лица, которые с учетом «факторов риска» делятся на 3 категории:

  • А1 лишенные эндокринных (генетических) факторов риска и экзогенной предрасположенности (риск-факторов условия) к возникновению определенного заболевания;
  • А2 имеющие эндогенные факторы риска и экзогенные отягощения при отсутствии проявлений самого заболевания;
  • A3 выявляющие признаки данного заболевания. Этот период не продолжителен и вскоре без резких переходов последовательно сменяется периодами Б и В.

Контроль за развитием и состоянием здоровья детей осуществляется по общепринятым критериям оценки состояния здоровья.

На основании четырех критериев (первый наличие и отсутствие в момент обследования хронических заболеваний, второй функциональное состояние основных органов и систем организма, третий – уровень достигнутого развития и степень его гармоничности, четвертый – степень резистентности организма к неблагоприятным воздействиям среды) дети относятся к одной из пяти групп здоровья.

Наличие и отсутствие заболевания определяют при врачебном осмотре с участием специалистов (ЛОР, окулист, хирург и т.д.). функциональное состояние организма выявляют клиническим методом с использованием функциональных проб (ортопроба и др.)

Степень сопротивляемости организма оценивают по подтвержденным острым заболеваниям (респираторные инфекции) и обострение хронических болезней за предшествующий осмотру год.

В соответствии с предложенным подходом детей и подростков в зависимости от состояния здоровья разделяют на следующие группы:

  1. Здоровые, с нормальным развитием и нормальным развитием» функций.
  2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.
  3. Больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма.
  4. Больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями организма.
  5. Больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети этой группы инвалиды. Предлагается таблица распределения детей по группам здоровья (таблица 3.2.1.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)