Сущность и дидактические характеристики метода кейс-стадии

Метод конкретной ситуации (кейс-метод) – это методика ситуационного обучения, понимаемая как непрерывный процесс, направленный на систематическое, целенаправленное описание, изучение, анализ объектов реальной действительности (например, предприятие, компания, организация и т.д.).

Этот метод способствует развитию изобретательности, умения решать проблемы. Он развивает способность проведения анализа и диагностики проблем. С его помощью развиваются такие квалификационные качества, как умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию. Кроме того, метод кейс-стадии способствует развитию у обучающихся чувства уверенности в себе, преодолению излишней робости и чрезмерной самоуверенности.

По мнению ведущих специалистов, кейс-метод в наибольшей степени способствует особенностям осуществления управленческого образования, так как:

  • конкретные ситуации связывают обучение с реальностью;
  • работа с конкретной ситуацией дает возможность обучаемому осуществлять свободный поиск путей анализа и решения проблем, т.е. учебный процесс идет в форме творческого поиска;
  • при разборе конкретной ситуации обучаемый занимает активную позицию, фактически сам генерирует идеи и активно взаимодействует с другими обучаемыми;
  • в процессе разбора конкретной ситуации и ее анализа обучаемые сами ставят для себя вопросы и ищут способы ответа на них.

Кейс – или конкретная ситуация, основан на реальной действительности (например, функционирование какого-либо предприятия), описывает его деятельность и включает в себя дополнительную отраслевую информацию, направленную на поиск и реализацию того или иного решения в процессе обсуждения в группе или индивидуально.

В большинстве случаев кейс должен содержать:

  • имена и должности главных героев;
  • даты и место, где происходит действие;
  • описание конкретной деловой проблемы;
  • информацию о стране, отрасли и продукте, рынке и главных конкурентах;
  • расширенное описание ситуации по проблеме;
  • записку по преподаванию, в которой рассматриваются примерные вопросы по данному кейсу, определена целевая группа, цели преподавания, анализ проблем и их концептуальное обоснование.

Кейс может содержать видео-, аудиоматериалы, материалы на электронных носителях или любые другие. Большинство кейсов основываются на исследованиях самого автора, то есть его посещении конкретной организации и его общении с ее руководителем и некоторыми сотрудниками. При этом используется реальная информация о деятельности фирмы.

В качестве дополнительной или альтернативной информации могут быть использованы материалы, опубликованные в печати (газеты, журналы, другие издания). Материалами также могут быть официально опубликованные общие и финансовые отчеты зарубежных компаний по итогам года или другие.

Существуют следующие типы кейсов:

  • иллюстрирующие какую-либо теорию или концепцию;
  • освещающие исторические события;
  • предназначенные для обучения принятия решений;
  • обучающие навыкам анализа и систематизации информации.

Многие кейсы не имеют четко определенного профиля, так как содержат в себе многие из вышеназванных аспектов. Обычно кейсы относятся к одной из изучаемых дисциплин, но могут быть и междисциплинарные кейсы.

Кейсы делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда – оценка сложности решения. В проектных кейсах в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации.

Сущность и дидактические особенности метода «Кейс-стади» представлены на рис. 1.3.2.

Сущность и дидактические характеристики метода кейс-стадии

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)