Технология эссе

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское «еssаi» можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П. Крысина эссе определяется как очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме.

«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».

Задачей эссе, в отличие от рассказа, является информация или объяснение, а не драматическое изображение или пересказ какойлибо жизненной ситуации. Эссе достигает своей цели с помощью прямого авторского высказывания, для чего не требуется создания ни вымышленных персонажей, ни связующего их сюжета.

Тем не менее, вряд ли следует абсолютизировать разницу между эссе и рассказом. Рассказы могут содержать в себе определенные элементы, близкие к эссе: авторские разъяснения, раскрытие предыстории отношений между героями, описания; одновременно и в отдельных эссе можно найти элементы повествовательности, даже персонажей.

Основными признаками эссе являются:

  • наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе;
  • эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета;
  • как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер;
  • в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.

Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М.Монтень («Опыты», 1580 г.). Сегодня эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов (при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве). Конкурс эссе помогает из многообразия лучших выбрать самых лучших.

Важно написание эссе и для молодого специалиста. То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои достижения и промахи, позволяет работодателю определить, достаточно ли хорош этот человек для бизнеса, достаточен ли его опыт работы для того, чтобы оправдать надежды в будущем и принести пользу компании (организации, предприятию).

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

  1. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).
  2. Мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

  • вступление;
  • тезис, аргументы;
  • тезис, аргументы;
  • тезис, аргументы;
  • заключение.

Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора). Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность.

Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания – тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить. Перед тем как приступить к написанию эссе, обратите внимание на следующие вопросы.

Ответы на них позволят вам более четко определить, то что стоит писать в эссе:

1. Затрагивая в эссе свои личные качества или способности, спросите себя:

  • отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю?
  • в чем проявилось это качество?

2. О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь):

  • что заставило меня заняться этим видом деятельности?
  • почему я продолжал(ю) заниматься этим?

3. О каждом событии вашей жизни, о котором вы упомянули:

  • почему мне запомнилось именно это событие?
  • изменило ли оно меня как личность?
  • как я на это отреагировал?
  • было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал?

4. О каждом человеке, которого вы упомянули:

  • почему я назвал именно этого человека?
  • стремлюсь ли я стать таким как он?
  • какими его качествами я восхищаюсь?
  • было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь?
  • пересмотрел ли я свои взгляды?

5. О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится:

  • почему мне это нравится или не нравится?
  • повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь?

6. О каждой вашей неудаче:

  • чему я в результате научился?
  • что полезного я вынес из этой ситуации?

Рассмотрим классификацию эссе.

С точки зрения содержания эссе бывают:

  • философскими;
  • литературно-критическими;
  • историческими;
  • художественными;
  • художественно-публицистическими;
  • духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе предстают в виде:

  • рецензии;
  • лирической миниатюры;
  • заметки;
  • странички из дневника;
  • письма и др.

Различают также эссе по композиционной особенности произведения:

  • описательные;
  • повествовательные;
  • рефлексивные;
  • критические;
  • аналитические и др.

Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы:

  • личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,
  • эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Эссе молодого специалиста на определенную тему принадлежит ко второй группе.

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

  1. Небольшой объем. Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе – от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.
  2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.
  3. Свободная композиция – важная особенность эссе. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом “Всё наоборот”.
  4. Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
  5. Склонность к парадоксам. Эссе призвано удивить читателя (слушателя) – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.
  6. Внутреннее смысловое единство. Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
  7. Ориентация на разговорную речь. В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

При написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа. Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача – сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

Правила написания эссе:

  1. Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно – наличие заголовка.
  2. Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.
  3. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
  4. В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с «Я хочу рассказать о…», а заканчивается «Я пришел к следующим выводам…», эссе – это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

Огромное значение при написании эссе имеет проверка первой его версии. При написании черновика ваша главная задача заключается в том, чтобы выработать аргументацию, отшлифовать основные мысли и расположить их в строгой последовательности, сопровождая их иллюстративными материалами или вспомогательными данными и т.д. Написав первый вариант, дайте ему день или два отлежаться, а затем вернитесь к работе по проверке и улучшению, на «свежую голову».

При проверке эссе, прежде всего, обратите внимание наследующие важные моменты:

  1. Прежде всего, важно помнить, что эссе – жанр субъективный, поэтому и оценка его может быть субъективной. Не стоит ориентироваться на всю массу проверяющих.
  2. Представленные данные: Независимо от того, на какой вопрос вы отвечаете, вам нужно достичь определенных целей. От вас ожидают того, что при написании эссе вы будете иметь в виду следующее: Ответил ли я на заданный вопрос? Насколько понятно и точно я изложил свои мысли? Естественно ли звучит то, что я написал, нет ли где ошибок? Убедитесь также в том, что вы: Продемонстрировали свое желание строить свою карьеру в определенном направлении. Были «нацелены» на построение карьеры в определенной области. Включили в рассказ от одного до трех качеств, сильных сторон, характерных особенностей, которые выделяют вас из массы других кандидатов. Представили хотя бы один веский аргумент в пользу того, чтобы достойно оценили именно вашу работу.
  3. Навыки общения / письменной речи. Эссе предназначены также для того, чтобы проверить ваше умение излагать мысли на бумаге и ваши навыки письма. Плохо написанное (представленное) эссе не будет способствовать тому, чтобы вас достойно оценили.
  4. Образ реального человека. Экспертная комиссия (педагог, работодатель) хочет разглядеть в эссе образ человека, который его писал. Важны не только результаты тестов, но и характер кандидата. Здесь важно следующее – быть честными, искренними, неповторимыми, т. е. быть самими собой. Эксперты считают, что часто выпускники, соискатели очень хотят казаться кем-то: лидером, зрелой личностью, что забывают быть просто человеком.
  5. Индивидуальность. Единственный способ сделать так, чтобы комиссия разглядела за всеми документами образ конкретного человека – внести в эссе элемент личного, неповторимого, уникального. Ваши эссе сразу станут более интересными и притягивающими внимание. Они помогут выделиться среди сотен других претендентов. Эссе должно быть как можно более персонализированным. Скучно читать эссе, которые изобилуют общими фразами – это пустая трата времени. Все равно ничего не поймешь о личности написавшего эссе.
  6. Детали. Все, что вы напишете в эссе, необходимо подтверждать примерами, делать ссылки на свой опыт. Детали сделают ваши эссе интересными, уникальными, специфичными.
  7. Отличительные черты / Неповторимость / Что-то интересное, смешное. По мнению экспертов выпускникам (соискателям) не следует бояться того, что они выйдут за рамки допустимого, лучше быть собой. Очень часто выпускников беспокоит то, смогут ли они произвести нужное впечатление, поэтому они убирают из эссе все, что делает их выдающимися. Столь безопасные, с точки зрения выпускников, эссе довольно утомительно читать. Вам вовсе не обязательно шутить в своих эссе, чтобы сделать их интересными. Однако постарайтесь использовать все имеющиеся в распоряжении средства, чтобы ваши эссе запомнились.
  8. Честность. Экспертная комиссия не терпит участников, которые любят пускать пыль в глаза. Будет лучше, если в эссе вы отразите истинное положение вещей. В то же время не акцентируйте внимание на своих недостатках, хотя они и присутствуют в вашем характере. Надо быть честным, но позитивным. Отзывайтесь о себе и своих качествах только положительно. Так называемые «слабые стороны» следует презентовать следующим образом: «раньше это было моим недостатком, теперь же превратилось в положительное качество».
  9. Литературное произведение. Представители экспертных комиссий любят такие эссе, читать которые – одно удовольствие. Убедитесь в том, что ваше эссе легко читать. Уделите ему еще немного времени: проверьте, последовательны ли ваши мысли, ведут ли они к логическому завершению темы.

Юмор – великий инструмент, но пользуйтесь им разумно. Саркастический или дерзкий тон часто раздражает. Настоящий юмор – искусство, он является признаком хорошего вкуса. В своих эссе вы рассказываете историю успеха, указываете причины, по которым хотите строить свою карьеру именно в том направлении, которое избрали.

Вы можете пойти еще дальше, написав эссе в виде литературного произведения: рассказа, повести. Однако это рискованный подход, так как большинство людей не очень хорошие писатели, к тому же так можно преуменьшить серьезность вашего повествования.

Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям (табл. 1.2.4):

Технология эссе

Технология эссе

Максимальное количество баллов, которое обучающийся может получить – 10.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)