Скрининг-диагностика здоровья школьников в образовательных организациях

В обеспечении реализации функций организма человека определяющим является состояние его здоровья. Здоровье можно рассматривать как состояние организма человека в различные возрастные периоды, обеспечивающие возможность оптимальной реализации его функций, адаптивных реакций к действию факторов внутренней и внешней среды.

Данное определение характеризует здоровье как динамичное, а не как статичное состояние. В нем учитываются функции организма человека в разные возрастные периоды, особенности и задачи, соответствующие выполнению этих функций. Наконец, здоровье должно дать возможность организму адаптироваться к действию факторов среды и выйти на регулирование, не допускающее морфологических изменений систем организма.

В отличие от других наук о человеке, валеология рассматривает здоровье человека в качестве самостоятельной категории, сущность которой может быть количественно и качественно определена и прогнозируема, что позволяет вооружить индивида методами оценки, прогноза и коррекции своего здоровья.

Классификация состояния здоровья организма включает:

  • состояние с достаточными функциональными (адаптационными) резервами;
  • донозологические состояния, при которых функционирование организма обеспечивается за счет более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем;
  • преморбидные состояния, которые характеризуются снижением функциональных резервов организма;
  • состояние срыва адаптации, каждая из которых характеризуется наличием того или иного заболевания.

Не менее существенным моментом является индивидуальный подход к оценки состояния здоровья.

Можно сформулировать следующие принципы, которыми надо руководствоваться при оценке состояния здоровья школьника:

  • комплексность и системность состоит в подходе к состоянию как психологическому синдрому;
  • функциональность состоит в оценке состояния здоровья в процессе активного лабораторного исследования на базе профессиональных моделей деятельности с учетом стиля жизни школьника его учебно-воспитательной деятельности;
  • многоуровневость состоит в выделении спектра качественно различных градаций уровней здоровья;
  • индивидуальность состоит в формировании критериев диагностики с учетом индивидуальных, в том числе генетических, особенностей школьника;
  • историчность состоит в оценке текущего состояния в контексте индивидуального развития ребенка, его возрастных особенностей.

Ухудшение социально-бытовых, экологических, гигиенических и психологических условий жизни существенно сказывается на состоянии здоровья детского организма. Наряду с неблагоприятными факторами среды существующая система образования способствует ухудшению здоровья учащихся, о чем свидетельствуют массовые нарушения физического, нервно-психического и полового развития, увеличение количества детей с наследственными дефектами.

В связи с этим необходимо в практике работы образовательных организаций использовать научно обоснованные критерии донозологической диагностики состояния организма с целью обоснования комплекса профилактических мероприятий; разрабатывать и внедрять системы психофизиологического, медикобиологического контроля за состоянием здоровья, умственной работоспособностью и утомляемостью учащихся и педагогов.

Исходя из этого, задачей данного раздела является изложение методик и методических подходов диагностики здоровья и развития, знание которых обеспечит формирование у школьников умений и навыков для валеологизации учебно-воспитательного процесса, которая предполагает:

  • психолого-педагогическую и медико-биологическую оценку готовности к обучению;
  • изучение индивидуальных психосоматических особенностей с целю дифференциации учебно-воспитательного процесса;
  • анализ и оценку адаптации учащихся к учебным нагрузкам;
  •  контроль за умственной работоспособностью, функциональным состоянием учащихся и педагогов в динамике учебного дня, недели, четверти, года в целях предупреждения возникающего утомления;
  • развитие и тренировку психических функций учащихся;
  • личностное ориентирование образования школьников и создание разнообразных стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)