Характерные черты и субъектный состав электронной коммерции

Понятие «электронная коммерция» характеризует любую коммерческую деятельность, реализуемую путем использования информационных сетевых технологий в процессе взаимодействия двух и более контрагентов, совершаемую с целью обмена товарно-материальных и/или нематериальных ценностей и сопровождающуюся переходом всех или отдельных правомочий собственника от продавца к покупателю.

По своему экономическому содержанию электронная коммерция ничем не отличается от коммерции традиционной экономки.

Различия наблюдаются лишь в используемых механизмах проведения коммерческих сделок, в способах осуществления финансовых расчетов и в технологиях электронного обмена информацией между потенциальными контрагентами.

Всю совокупность объектов электронной коммерции, как и коммерции традиционной экономики, по их натурально-вещественному содержанию можно условно разделить на две большие группы:

  • товарно-материальные ценности, включающие в себя все виды материальных товаров, в том числе и такой их специфический вид как недвижимость;
  • товарно-нематериальные ценности, к числу которых чаще всего относят услуги, нематериальные активы и капитал.

Несмотря на то, что видовые классификации объектов электронной и традиционной коммерции практически идентичны, можно выделить некоторые особенности в составе и структуре электронного товарооборота.

Общепризнано, что часть товаров в большей степени подходит для электронной коммерции, другие товары – в меньшей степени.

Так, например, из группы товарно-материальных ценностей на электронном рынке реализуются, главным образом, те материальные товары, которые обладают ярко выраженными видовыми признаками и могут быть стандартизированы по своим основным потребительским характеристикам.

Учитывая, что поставщиками товаров и услуг на электронном рынке могут быть как юридические лица (производственные предприятия и коммерческие посредники), так и физические лица (индивидуальные пользователи информационных сетевых технологий), можно предложитследующую классификацию субъектов электронной коммерции:

  • поставщики товаров и услуг (юридические и физические лица), реализующие их через электронные торговые площадки, Интернет-магазины и иные информационно-коммерческие системы;
  • покупатели товаров и услуг (юридические и физические лица), приобретающие их через электронные торговые площадки, Интернет-магазины и иные информационно-коммерческие системы;
  • коммерческие посредники, специализирующиеся на оказании различного рода услуг в сфере электронной коммерции.

Так, например, для покупателей товаров и услуг преимущества применения информационных сетевых технологий проявляются:

  • в возможности быстрого поиска и выбора поставщиков путем единовременного доступа к систематизированной информации о нужном рынке и продаваемых на нем товарах;
  • в существенном снижении трансакционных издержек благодаря уменьшению временных, финансовых и трудовых затрат, обусловленных поиском необходимой информации;
  • в потенциальной возможности снижения цен на приобретаемые товары и услуги благодаря доступу к обобщенной информации о конъюнктуре рынка и коммерческих условиях основных поставщиков;
  • в сокращении заготовительных и транспортных расходов за счет роста эффективности межфирменного взаимодействия и доступа к систематизированной информации о сопутствующих (в том числе и логистических) услугах.

Предприятиям-производителям и торговцам, являющимся основными поставщиками товарно-материальных и/или товарно-нематериальных ценностей, использование информационных сетевых технологий позволяет:

  • организовать быстрое и достаточно эффективное взаимодействие с контрагентами, как на внутреннем, так и на внешнем рынке сбыта (продаж) товаров;
  • получить доступ к надежной и детальной информации о потребностях покупателей и, как следствие этого, персонифицировать предложения о поставках необходимых товаров и оказанию услуг;
  • повысить популярность торговой марки, как продаваемых товаров, так и их производителей, и оптовых торговцев за счет сетевой рекламы;
  • увеличить спрос на изготавливаемую (реализуемую) продукцию путем одновременного предоставления информации о ней большому количеству потенциальных покупателей;
  • уменьшить затраты на продвижение товаров на рынке и получить дополнительную прибыль в результате сокращения уровней канала сбыта.

Коммерческие посредники (финансовые, страховые, транспортно-экспедиторские, таможенные и др. посреднические организации), обслуживающие товарно-обменные процессы на электронном рынке, в результате использования информационных сетевых технологий получают возможность:

  • найти новых клиентов и сократить трансакционные издержки, связанные с их привлечением;
  • снизить себестоимость обслуживания клиентов за счет организации электронного взаимодействия с ними путем применения информационных сетевых технологий;
  • персонифицировать предложения об оказании разнообразных услуг на традиционных рынках;
  • разработать новые формы продвижения услуг путем их реализации в режиме реального времени (прежде всего, это касается Интернет-банкинга, электронного страхования, продаж электронных билетов и т.п.).

Любые юридические и/или физические лица становятся субъектами электронной коммерции, прежде всего, в стремлении сократить трансакционные издержки, образующиеся в процессе рыночного взаимодействия с контрагентами – продавцами, покупателями и коммерческими посредниками. При этом представители каждой из перечисленных групп стараются реализовать собственные интересы и достигнуть только им присущих целей.

Следовательно, потенциальные преимущества использования информационных сетевых технологий могут быть дифференцированы по отношению к различным группам субъектов в зависимости от преследуемых им целей в процессах электронной коммерции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)