Характерные черты и субъектный состав электронной коммерции
Понятие «электронная коммерция» характеризует любую коммерческую деятельность, реализуемую путем использования информационных сетевых технологий в процессе взаимодействия двух и более контрагентов, совершаемую с целью обмена товарно-материальных и/или нематериальных ценностей и сопровождающуюся переходом всех или отдельных правомочий собственника от продавца к покупателю.
Различия наблюдаются лишь в используемых механизмах проведения коммерческих сделок, в способах осуществления финансовых расчетов и в технологиях электронного обмена информацией между потенциальными контрагентами.
Всю совокупность объектов электронной коммерции, как и коммерции традиционной экономики, по их натурально-вещественному содержанию можно условно разделить на две большие группы:
- товарно-материальные ценности, включающие в себя все виды материальных товаров, в том числе и такой их специфический вид как недвижимость;
- товарно-нематериальные ценности, к числу которых чаще всего относят услуги, нематериальные активы и капитал.
Несмотря на то, что видовые классификации объектов электронной и традиционной коммерции практически идентичны, можно выделить некоторые особенности в составе и структуре электронного товарооборота.
Так, например, из группы товарно-материальных ценностей на электронном рынке реализуются, главным образом, те материальные товары, которые обладают ярко выраженными видовыми признаками и могут быть стандартизированы по своим основным потребительским характеристикам.
Учитывая, что поставщиками товаров и услуг на электронном рынке могут быть как юридические лица (производственные предприятия и коммерческие посредники), так и физические лица (индивидуальные пользователи информационных сетевых технологий), можно предложитследующую классификацию субъектов электронной коммерции:
- поставщики товаров и услуг (юридические и физические лица), реализующие их через электронные торговые площадки, Интернет-магазины и иные информационно-коммерческие системы;
- покупатели товаров и услуг (юридические и физические лица), приобретающие их через электронные торговые площадки, Интернет-магазины и иные информационно-коммерческие системы;
- коммерческие посредники, специализирующиеся на оказании различного рода услуг в сфере электронной коммерции.
Так, например, для покупателей товаров и услуг преимущества применения информационных сетевых технологий проявляются:
- в возможности быстрого поиска и выбора поставщиков путем единовременного доступа к систематизированной информации о нужном рынке и продаваемых на нем товарах;
- в существенном снижении трансакционных издержек благодаря уменьшению временных, финансовых и трудовых затрат, обусловленных поиском необходимой информации;
- в потенциальной возможности снижения цен на приобретаемые товары и услуги благодаря доступу к обобщенной информации о конъюнктуре рынка и коммерческих условиях основных поставщиков;
- в сокращении заготовительных и транспортных расходов за счет роста эффективности межфирменного взаимодействия и доступа к систематизированной информации о сопутствующих (в том числе и логистических) услугах.
Предприятиям-производителям и торговцам, являющимся основными поставщиками товарно-материальных и/или товарно-нематериальных ценностей, использование информационных сетевых технологий позволяет:
- организовать быстрое и достаточно эффективное взаимодействие с контрагентами, как на внутреннем, так и на внешнем рынке сбыта (продаж) товаров;
- получить доступ к надежной и детальной информации о потребностях покупателей и, как следствие этого, персонифицировать предложения о поставках необходимых товаров и оказанию услуг;
- повысить популярность торговой марки, как продаваемых товаров, так и их производителей, и оптовых торговцев за счет сетевой рекламы;
- увеличить спрос на изготавливаемую (реализуемую) продукцию путем одновременного предоставления информации о ней большому количеству потенциальных покупателей;
- уменьшить затраты на продвижение товаров на рынке и получить дополнительную прибыль в результате сокращения уровней канала сбыта.
Коммерческие посредники (финансовые, страховые, транспортно-экспедиторские, таможенные и др. посреднические организации), обслуживающие товарно-обменные процессы на электронном рынке, в результате использования информационных сетевых технологий получают возможность:
- найти новых клиентов и сократить трансакционные издержки, связанные с их привлечением;
- снизить себестоимость обслуживания клиентов за счет организации электронного взаимодействия с ними путем применения информационных сетевых технологий;
- персонифицировать предложения об оказании разнообразных услуг на традиционных рынках;
- разработать новые формы продвижения услуг путем их реализации в режиме реального времени (прежде всего, это касается Интернет-банкинга, электронного страхования, продаж электронных билетов и т.п.).
Любые юридические и/или физические лица становятся субъектами электронной коммерции, прежде всего, в стремлении сократить трансакционные издержки, образующиеся в процессе рыночного взаимодействия с контрагентами – продавцами, покупателями и коммерческими посредниками. При этом представители каждой из перечисленных групп стараются реализовать собственные интересы и достигнуть только им присущих целей.
Следовательно, потенциальные преимущества использования информационных сетевых технологий могут быть дифференцированы по отношению к различным группам субъектов в зависимости от преследуемых им целей в процессах электронной коммерции.
- Сущность и логистические основы телевизионной торговли
- Особенности формирования логистических потоков в процессах мобильной торговли
- Объекты и субъекты мобильной торговли
- Виды мобильной торговли
- Сущность мобильной торговли
- Логистическое обеспечение финансовых расчетов в электронной торговле
- Логистика возвратных потоков в электронной торговле
- Организация доставки товаров в секторе business-to-consumer
- Организация аукционной торговли в сети Интернет
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу