Философское обоснование права Платоном

Прямым про­должателем учения Сократа о справедливости, праве и законе был его ученик Платон (427 —347 гг. до н. э.). У Платона взгля­ды досократиков приобрели еще больший естественно-правовой характер. Наряду с физическим Космосом в его учении появля­ется идеальный Космос.

Это высший мир идей, пребывающих вне физического пространства и времени и составляющих первооснову и сущность всех земных предметов и явлений. Идеи, счи­тает Платон, невоспринимаемы чувствами. Существуя объектив­ но, они первичны и воплощаются в единичных вещах. Самые главные идеи — это идеи справедливости и блага. Все в мире должно стремиться к ним.

Идеальное государство и разумные, справедливые законы трактуются Платоном как реализация идей и максимально воз­можное воплощение мира идей в земной, политической и право­вой жизни. Плод размышлений Платона о справедливом государстве — его знаменитое сочинение «Государство». Платон рассуждает: если это государство, то оно обязано так построить свою деятель­ность, чтобы весь строй его граждан был подчинен нормам и принципам, вытекающим из идей блага и справедливости.

Со­вершенным является только то государство, которое стремится к благу и справедливости. Справедливость в общественной жиз­ни — это такое социальное устройство, при котором существует мудрое разделение труда между сословиями, каждый успешно занимается своим делом и где существует твердый и надежный правопорядок.

Суть справедливого правопорядка у Платона связана со структурой человеческой души, имеющей три составные части — разумную, волевую и чувственную, каждой из которых соответ­ствует своя добродетель. Подобно тому как единство трех добродетелей — мудрости,
мужества и умеренности дает четвертую, высшую добродетель — справедливость, единение трех сословий в общей заботе о благе государства дает справедливое общественное устройство. Взаим­ное сосуществование сословий обеспечивает стабильный право­порядок в государстве и позволяет достичь высшей цели государ­ства — справедливости.

Для Платона такое идеальное государство — это продолже­ние идеального Космоса, земное воплощение строгих требований Логоса. Полис — это микромодель Космополиса. Высшее назна­чение каждого человека — служить государству, обеспечивать своей деятельностью поддержание порядка в полисе и Космопо­лисе. То есть человек не имеет права жить для себя (как у софис­тов), а обязан существовать лишь для государства и общего бла­га.

Это естественная и в то же время божественная по своей сути форма общежития, которая необходима для развития и совер­шенствования человеческой цивилизации. Справедливость, согласно Платону, предполагает определен­ное равенство, «надлежащую меру». Он различает два вида ра­венства —«геометрическое» (равенство по достоинству и добро­детелям) и «арифметическое» (равенство меры, веса и числа). Позже это положение было развито в учении Аристотеля о двух видах справедливости — уравнивающей и распределяющей.

Платон разделяет и развивает дальше естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое суть од­но и то же.

Система правосудия в платоновском государстве — конкрет­ная трансформация законов Космополиса, то есть образец есте­ственного права. Но в сущности это идеальное право, то есть умозрительная конструкция, которая дает ответы на вопросы — каким должно быть право, какова его наилучшая модель. Из ми­ра идей как идеальных образов, мира должного в его чистом виде следует черпать эталоны и критерии земного права людей.

По мнению Платона, право имеет две ипостаси — метафизи­ческую и эмпирическую. Метафизическая ипостась — это иде­альное «метаправо» (естественное право) как возможность су­ществования совершенного законодательства и оптимального правопорядка, эмпирическая — это живое право, которое суще­ствует в социальной реальности, или положительное право.

Ме­жду ними устанавливается причинная связь, которая не должна прерываться, дабы не нанести вред государствам и народам. Идеального права в реальной жизни нет.

В свою очередь позитивное право представляет собой лишь бледную тень идеального права. Но это не значит, что идеально­ го права нет вообще. Оно существует как совокупность исход­ных императивов, которые соответствуют высшему предназначе­нию человеческого существования и тех институтов, в формы ко­торых облачено их бытие. Таким образом, многие положения платоновского правопонимания оказали большое влияние на последующее развитие философско-правовой мысли.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)