Функции управления в образовательной организации

Образовательная организация – это сложная социально-педагогическая система и есть все основания рассматривать управление (менеджмент) как одну из важных характеристик этой системы.

Интересно
Необходимость в управлении объективно объясняется общественным характером жизнедеятельности людей – упорядочение их деятельности по функциональному содержанию, распределению в пространстве и времени, направленности на достижение определенных целей и результатов. Ряд исследователей отмечает, что «…управление – целеустремленная деятельность всех субъектов образовательной организации, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития организации».

Сущность управления (менеджмента) выражается через его функции (от лат. functio – исполнение), в которых определен круг деятельности, ее содержание, виды, назначение и роль.

«Функции – это виды деятельности в системе менеджмента. Их реализация должна сопровождаться факторами ответственности, которая является одним из мотивов и ограничителей деятельности и дисциплины, без которой, в свою очередь, невозможна совместная деятельность людей. Ответственность в этом случае выступает как интегрирующий фактор функций менеджмента. Различие меры и видов ответственности по каждой из функций менеджмента характеризует особенности и возможности эффективной реализации управления».

К функциям управления относят: прогнозирование, программирование, планирование, организацию, регулирование, анализ, корректирование, стимулирование. Данные функции управления отличаются цикличностью, реализовать все обозначенные функции – значит осуществлять управление.

Следует отметить, что процесс управления может быть «рассмотрен как последовательное выполнение функций управления, как механизм принятия решений», в том числе в структуре применения корпоративной социальной ответственности, а также в других аспектах деятельности.

Руководитель, менеджер образования должен соблюдать согласованность в цепочке действий «цель управления – система управления (статистическая, план, проект) – процесс управления (динамическая система) – результат».

Учет обозначенных позиций менеджмента в образовательной организации реализуется в понимании собственных ценностных отношений, осознанном понимании профессиональных ценностей и интересов других людей, которые проявляются в одном из значимых факторов деятельности руководителя – ответственности.

Э. М. Коротков отмечает, что сущность ответственности представляет собой понимание, осознание и учет последствий деятельности по критериям ее необходимости и эффективности, возможности порицания или поощрения в коллективе.

При этом существует мера порицания за невыполнение или плохое выполнение работы и поощрение за хорошее ее выполнение. Эта мера может быть результатом внутренней или внешней оценки характера и результата работы человека, проявляться либо в собственной неудовлетворенности работой, либо в отрицательном отношении к ней со стороны других сотрудников, поэтому ответственность можно рассматривать как один из мотивационных факторов деятельности и как один из возможных ее ограничителей. Проявление ответственности влияет на выбор методов и учет различных факторов выполнения работы, ее вида и стремление к определенному результату (О. Н. Александрова, М. Б. Жернакова, Э. М. Коротков).

Функции управления в образовательной организации

Содержание рисунка 1 иллюстрирует организационные показатели ответственности, оказывающие значительное влияние на эффективность управления образовательной организацией. Э. М. Коротков отмечает, что «от системы ответственности не могут не зависеть пути достижения цели и тенденции движения к ней, именно ответственность характеризует степень организованности деятельности коллектива, минимальные отклонения, а, следовательно, и темпы развития организации. Из этих факторов складывается эффективность управления». Вместе с тем, снижение ответственности или безответственность часто способствуют принятию таких управленческих решений, которые могут быть опасными для сотрудников и привести к отрицательным последствиям.

Таким образом, ответственность характеризует мотивы, ограничения и риск деятельности руководителя, педагогов и персонала образовательной организации.

Уточним направления социальной ответственности, которые проявляются в управлении деятельностью ОО:

  • развитие личности педагогов, сотрудников через семинары – практикумы, тренинги, образовательные программы, повышение квалификации на разных уровнях, в т. ч. организация корпоративного обучения персонала;
  • делегирование полномочий, коллективное принятие управленческого решения по стратегическому развитию ОО (реализация долгосрочной Программы развития ОО);
  • карьерный рост педагогов; профессиональное развитие;
  • саморазвитие и самореализация; забота о качестве условий деятельности работников.

Таким образом применение ответственности в педагогических коллективах должно быть организованным. В этой связи авторы учебного пособия «Корпоративная социальная ответственность» отмечают, что в основе такой организации находится система, под которой можно понимать совокупность взаимосвязанных видов ответственности, представляющих собой целостное образование по критериям цели организации, ее внутренней и внешней среды. Эта система должна иметь организационное оформление, то есть каждый из видов ответственности должен иметь определенный организационный статус – это закрепление его в положении обязательного требования и реализация в процессе управленческой деятельности. Организационные статусы – замечание, наказание (множество видов), поощрение, накопление (фактов порицания), отстранение (в частности, от должности) и прочее.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)