Этапы эволюции

Маркетинг в целом, а маркетинг услуг в частности, считается относительно новым направление научных исследований. Было принято считать, что в маркетинге изучаются только физические товары. А услуги – бухгалтерский учет, банковское дело, перевозки – это средство распределения и продажи, а не товар, который тоже нуждается в продвижении. Тем не менее, ряд ученых проделали работу по структуризации процесса эволюции маркетинга услуг, разбив это процесс на три стадии. Вот эти авторы: С. Браун, М. Битнер, Л. Берри.

Эволюция маркетинга услуг:

  • «выползание» (до 1980 г.);
  • «суетливость» (1980 – 1985 гг.);
  • «последовательный рост» (с 1986 г).

Изначально все исследования были сосредоточены на таких темах, как:

  • различия между товарами и слугами;
  • описание сектора услуг;
  • выявление отличительных характеристик;
  • природа маркетинговых каналов услуг;
  • изучение производственного процесса;
  • отличие маркетинговой стратегии в сфере услуг.

В начале 1980-х гг. выявилась тенденция повышению интереса теоретиков к маркетингу услуг. Этому способствовали два фактора. Первым было отсутствие регулирования в сфере услуг. Это вело к ужесточению конкуренции в сфере транспортной, финансовой, телекоммуникационной.

Вторым фактором стал ряд проведенных исследований Американской ассоциацией маркетинга. Теоретики и практики маркетинга собирались вместе и обсуждали вопросы, связанные с услугами.

Этапы эволюции

Особое внимание в исследованиях уделялось:

  • классификация услуг;
  • характеристика услуг;
  • качество услуг;
  • маркетинг отношений;
  • внутренний маркетинг;
  • потребительская оценка процесса оказания услуг;
  • маркетинг неосязаемых продуктов;
  • работа с персоналом.

Постепенное развитие маркетинга услуг способствовало разработке различных концепций (моделей) услуг. На сегодняшний день их насчитывается пять (см. рис. 10): модель Д. Ратмела, модель П. Эйглие и Е. Лангеарда, модель К. Грѐнроса, модель М. Битнер и модель Ф. Котлера.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)