Естественное право с меняющимся содержанием Р. Штаммлера

Карл Эдуард Юлиус Теодор Рудольф Штаммлер (1856-1938) – немецкий юрист, представитель марбургской школы неокантианства67, основоположник школы «возрожденного естественного права».

Естественное право с меняющимся содержанием Р. Штаммлера

Основные работы: «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» (1896), «Учение о правильном праве» (1902); «Сущность и задачи права и правоведения» (1906); «Теория правоведения» (1911); «Учебник философии права» (1922).

Интересно
Р. Штаммлер выступил с критикой марксизма, в той части, в которой он отводил первичную роль экономике и вторичную праву. По его мнению, фундаментом государства и общественных отношений является право, а не экономика. Источником общественного развития он считал целеполагание, поскольку деятельность людей определяется стремлением к достижению целей.

Целеполагание выражается в праве. Поэтому право играет определяющую роль в развитии общества. Р. Штаммлер дает праву следующее определение: «ненарушимое самовластное регулирование социальной жизни людей». Он формирует социальный идеал, которым для него является «общество свободно хотящих людей».

Последнее есть общество, состоящее из моральных личностей, в котором каждый человек рассматривается как цель и ценность, но не как средство. В таком обществе нет противоречий между волей и желаниями, между разумом и чувствами, между должным и сущим.

Согласно Р. Штаммлеру, «общество свободно хотящих людей» является «регулятивной идеей», путеводной звездой, за которой следуют не для того, чтобы достичь ее, но для того, чтобы найти правильный путь.

Р. Штаммлер утверждал, что «общество свободно хотящих людей» есть идеал, который никогда не может быть достигнут, так как его достижение означало бы конец истории человечества.

Р. Штаммллер разделил право на справедливое и несправедливое. К несправедливому праву он относил, например, институт рабства, который был некогда действующим правом, хотя и был несправедливым. Всякое установленное право, по его мнению, есть попытка быть справедливым правом.

Право динамично, его содержание постоянно меняется, ему свойственно движение к социальному идеалу. Р. Штаммлер считал, что человечество всегда вынашивает все лучшее и лучшее понимание того, что является справедливым по определенным вопросам.

Таким образом, Р. Штаммлер вводит категорию «естественного права с меняющимся содержанием», под которым понимал исторически складывающиеся и меняющиеся идеи, содержащиеся в общественном правосознании, требующие реформы права с точки зрения общественного идеала.

В то же время юрист был уверен, что правовой идеал является недостижимым. Любое право есть лишь попытка достижения правильного права, но абсолютной справедливости достичь в праве невозможно.

В святи с этим, Р. Штаммлер отводит судьям важную роль в поиске того самого «правильного» при конкретных обстоятельствах, т. е. поскольку в законе невозможно предусмотреть нормы на все случаи жизни, судьям необходимо предоставить право самостоятельно искать справедливость в конкретном деле.

Р. Штаммлер подчеркивает, что в задачи судьи при разрешении конкретного дела входит правильное применение закона, но если сам закон не отвечает критериям правильности, судья не имеет права перешагнуть через него; он должен проявлять усмотрение только в тех рамках, которые отведены ему законом, в противном случае право выродится в произвол. Поэтому судья должен уметь «провозгласить действующее несправедливое право и привести его в исполнение, в полном повиновении и с особой осторожностью».

Правовое учение Р. Штаммлера, несмотря на то что подверглось жесткой критике, явилось весомым вкладом в развитие мировой политико-правовой мысли. На основе его идеи «естественного права с изменяющимся содержанием» была разработана концепция абсолютного и относительного общественных идеалов П. И. Новгородцева.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)