Диверсификация образования

Аспектом образовательной практики, представляющим её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта, является непрерывное образование.

Важным условием дальнейшего существования и развития общества является поворот от техники и технического развития к человеку и его личностному развитию, к признанию его особой роли в создании мировых благ и решении мировых проблем, к созданию условий для его непрерывного развития.

Причем речь идет не только о когнитивном и интеллектуальном развитии, но и нравственном совершенствовании, духовном росте, потому что развитие техники никоим образом не способствует совершенствовании самой человеческой натуры. Есть только один путь преодолеть это противоречие – образование.

Идея «обучения через всю жизнь» (long life learning) красной нитью проходит во многих программных образовательных документах европейских государств: в отчетах ЮНЕСКО ‒ «Учиться, чтобы быть» (Э. Фаруа), «Образование – сокрытое сокровище» (Ж. Делор), в Кронбергской Декларации о будущем процессов приобретения и передачи знаний, в докладах Римского клуба («Обучение без границ»), в докладах Всемирного банка, в Сорбонской, Болонской декларациях и т. д.

Непрерывное образование ‒ процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.

В мировой педагогике понятие «непрерывное образование» выражается рядом терминов, среди которых: «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «перманентное образование» и др. К понятию «непрерывное образование» тесно примыкает «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, чередование образования с другими видами деятельности, главным образом, с работой.

Целью непрерывного образования является становление и развитие личности как в периоды ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Системообразующим фактором непрерывного образования служит общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека.

Как педагогическая система, непрерывное образование представляет собой совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости. Для каждого человека непрерывное образование выступает процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных образовательных организаций и путем самообразования.

Для государства непрерывное образование является ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития личности каждого человека. Для общества в целом непрерывное образование является механизмом расширенного воспроизводства его профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства, ускорения социально-экономического прогресса страны.

Интересно
Для мирового сообщества непрерывное образование выступает способом сохранения, развития и взаимообогащения национальных культур и общечеловеческих ценностей, важным фактором и условием международного сотрудничества в сфере образования и решения глобальных задач современности. В ряде стран действуют региональные, национальные и международные центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и информационный обмен по вопросам непрерывного образования (преимущественно в русле образования взрослых).

С 1973 г. действует Международный совет по образованию взрослых, с начала 80х гг. XX века выходит «Международный журнал непрерывного образования»; с 1994 г. в Канаде издается международный электронный журнал «The International Journal of Continuing Education Practice», посвященный практике непрерывного образования. Свой вклад в обеспечение непрерывности образования вносит и Петрозаводский госуниверситет.

Издается электронный журнал «Непрерывное образование: XXI век», в 2013-2016 гг. выпускался ежегодный сборник научно-методических статей, отражающих опыт работы преподавателей университета в области непрерывного образования. К особым явлениям относится и функционирование в ПетрГУ в течение ряда лет «Открытого университета», обеспечивающего силами преподавателей вуза образовательную и просветительскую работу с населением (в том числе со взрослыми людьми, с лицами пенсионного возраста).

Непрерывное образование реализуется в следующих видах:

  • формальное образование ‒ имеет определённую продолжительность по времени и основывается на государственной учебной программе, организовано формальными, преимущественно, зарегистрированными организациями, завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата;
  • неформальное образование ‒ происходит в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером, а также представляет собой различные курсы, тренинги, короткие программы, обычно не сопровождается выдачей документа, но, чаще всего, носит целенаправленный и систематический характер;
  • информальное образование ‒ индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и необязательно носящая целенаправленный характер (общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т. д.), результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определённой структуры.

Непрерывное образование органически сочетается с вариативностью образования, многообразием типов образовательных учреждений, педагогических технологий и форм государственно-общественного управления. Диверсификация системы образования ‒ (от лат. diversus ‒разный и facere ‒ делать, англ. ‒ diversification) ‒ это принцип организации системы образования в условиях демократии и рынка. Этот принцип допускает разнообразие, разносторонность и вариативность развития образовательных организаций и органов управления ими.

При этом предполагается возрастание сложности внутренней инфраструктуры системы образования за счет:

  • возникновения новых типов и видов образовательных организаций;
  • проникновения одних форм образования в другие;
  • объединения различных типов, видов и форм образования, ранее не связанных между собой;
  • расширения сферы деятельности образовательных учреждений;
  • многообразия содержания образовательных программ;
  • свободы использования образовательных технологий;
  • распространения влияния на различные сферы жизнедеятельности общества.

Диверсификация системы отечественного образования направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей, интересов, ожиданий граждан России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)