Древнерусское красноречие. Истоки и традиции

Становление риторики в Древней Руси связано с принятием христианства и с приобщением к лучшим традициям античной риторической культуры.

Во второй половине Х в. на Руси появляются первые училища; после крещения (988—989) Владимир строит храмы. Это стало благодатной почвой для развития красноречия. Распространение книг духовного содержания способствовало совершенствованию речевой культуры; проповеди священников были образцами ораторских речей.

Расцвет жанров ораторского искусства приходится на XII в. Из речей- поучений выделяется «Поучение» Владимира Мономаха; «Моление Даниила Заточника» — образец «послания» с жалобами на свои невзгоды и просьбами о милости; «Слово о полку Игореве» — художественное произведение и страстный патриотический призыв к единению.

Эти произведения свидетельствуют о расцвете красноречия в Киевской Руси. Образцами риторически изощренной, искусной проповедниче- ской речи являются сочинения митрополита Иллариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского. Например, «Слово в новую неделю по пасце» Кирилла, епископа Туровского, деятельность которого относится ко второй половине XII в., насыщено символами, сравнениями и другими тропами, восходящими к Библии и проповедям «отцов церкви».

В то же время «Слову» свойствен некоторый лиризм, в нем используются образы родной природы в аллегориях и метафорах: «Ныне зима греховная покаянием престала есть, и лед неверия богоразумием растаяся… Днесь весна красуется, оживляющи земное естьство… Весна убо красная есть Вера Христова, яже крещением поражает человеческое паки естьство; бурнии же ветри — греховнии помыслы…».

В этом фрагменте воссоздана картина весеннего обновления природы, и в то же время ее образы несут в себе аллегорический смысл: зима — язычество, весна — христианская вера, искореняющая язычество; бурные ветры — грешные помыслы.

Изучение таких памятников свидетельствует об очень высоком уровне риторических приемов у риторов Древней Руси. Эти традиции укреплялись и обогащались в эпоху Московской Руси (XIV — середина ХVII в.). Однако учебные книги по риторике появились у нас только в начале XVII в.

Первая русская «Риторика» (предполагается, что ее автором был митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий) представляет собой перевод учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497—1560). Эта «Риторика» была написана на латинском языке и из- дана в 1577 г. во Франкфурте. В древнерусском переводе был сделан ряд отступлений от оригинала: снята фамилия автора, латинские имена заменены русскими, в отдельных случаях введены новые примеры.

Русский переводчик к самым трудным и недоступным статьям оригинала добавлял свои пояснения. До наших дней дошло 34 экземпляра этого рукописного учебника. Современные историко-филологические исследования помогли тщательно изучить и перевести его на русский язык.

«Риторика» Макария состоит из двух книг. Первая написана в форме диалога «ради скорого и доброго научения». Автор рассказывает о риторике, которая представлена как «краснословие, или сладкогласие», и о пяти ее частях: «изобретение дела», «чиновное различие» (расположение), «соединение слов», «память» и «гласомерное и вежливое слово» (произношение). «Изобретение применительно к речи определялось как «способность помыслы рождать», излагать все «существо дела ясно и правдоподобно».

Эта книга, раскрывающая сущность самой науки риторики, была написана для русского читателя, которому неизвестны были ни название, ни содержание этой науки.
Во второй книге — «Об украшении слова» — излагалось учение о риторических тропах и фигурах.

Автор спрашивает: «Что есть троп?» — и объясняет: «Троп есть перемена или обращение слова от истинной свойственной ему природы к вещи подобной или ближней. Например, Демосфен говорит: “Филипп, царь Македонский, величеством и вы- сотой совершенных им дел опьянен был”. Но здесь нет истинного значения пьянства».

Интересно, что Макарий выделил в русской речи «три рода глаголания»: «смиренный», который относится к разговорной, обиходной речи; «высокий», представляющий собой образную речь; «мерный», который характерен для письменной и деловой речи. Он представляет собой сплав «смиренного» и «высокого». Сочинение Макария изучали во многих монастырях в Москве, Новгороде, Ярославле, это был основной учебник риторики в России.

В 1699 г. появляется новая «Риторика». Предполагают, что ее из- дателем был Михаил Иванович Усачев. В этой книге каждый из «родов глаголания» наделяется особой функцией («должностью»). Смиренный род выполняет задачу «научити», средний — «усладити», высокий — «возбудити», — указывает Н.Н. Кохтев.

В начале XVIII в. было создано риторическое сочинение «De officium oratore» Феофаном Прокоповичем (1681—1736), крупнейшим обще- ственным и церковным деятелем эпохи Петра I, поддерживавшим его реформы. Это сочинение представляет собой запись лекционного курса, прочитанного Феофаном Прокоповичем на латыни в 1706—1707 гг. в Киево-Могилянской академии. При жизни ученого его работы были широко известны по рукописным спискам в Украине, России, Белоруссии. Они сыграли большую роль в формировании науки о языке и литературе славянских народов.

В «Риторике» Феофана Прокоповича рассматривается общая теория словесности, ее ораторский и поэтический жанры, их языковые средства. Он подробно пишет о требованиях к оратору; рассматривает природу и назначение трех стилей литературного языка — высокого, среднего, низкого; останавливается на подборе доказательств, на композиции произведений исторической и ораторской прозы, их языковых особенностях.

Очень важно, что теоретические положения Ф. Прокопович создавал на основе своего ораторского и писательского опыта. Он всегда стремился стать понятным слушателю, поэтому использовал кон- кретные живые образы, был против «высокопарных» и «гремящих» слов.

Современники считали Прокоповича великим ритором, в учеб- никах XVIII в. цитировалось его «Слово на погребение Петра» как образец ораторского искусства: «Что се есть? До чего мы дожили, о Россияне? Что видим, что делаем? Петра Великого погребаем! Не мечтание ли се? Не сонное ли нам привиделось? Ах, какая истинная печаль!» В истории русской культуры старинные риторики сыграли значительную роль, представляя собой «своеобразные энциклопедии лингвистических и стилистических знаний своего времени».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)