Дикция
Под дикцией понимают отчетливое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка. Аудитория воспринимает речь без напряжения, если оратор четко произносит каждый гласный и согласный звук в отдельности, целые слова и фразы текста.
Залогом ясной дикции является правильная артикуляция звуков. Артикуляцией называется совокупность произносительных движений речевых органов, необходимая для образования данного звука. К активным речевым органам относятся язык, губы и мягкое нёбо с язычком; пассивными органами считаются зубы и твердое нёбо. Причина плохой дикции — вялые губы, плохо открытый рот, нарушение зубов, малоподвижный язык.
О неправильной артикуляции говорили ораторы еще в эпоху античности: «Не нравится мне, когда буквы выговариваются с изысканным подчеркиванием, также не нравится, когда их произношение затемняется излишней небрежностью; не нравится мне, когда слова произносятся слабым, умирающим голосом, не нравится также, когда они раздаются с шумом и как бы в припадке тяжелой одышки. Существуют такие недостатки, которых все стараются избегать, а именно: слабый, женственный звук голоса, немузыкальный, беззвучный и глухой».
К сожалению, люди привыкают к недостаткам своей речи, не при- дают им значения. «Надо приучать себя хорошо открывать рот, это важно для «посыла» звука и для его формирования», — советуют специалисты по сценической речи и дикции. Отработка четкой дикции требует, прежде всего, укрепления и развития органов артикуляции. Этому служит специальная артикуляционная гимнастика. Преподаватели сценической речи разработали целый комплекс упражнений по дикции, который полезен как для оратора, так и для каждого человека, желающего говорить правильно, четко и выразительно.
В числе разнообразных упражнений, тренирующих дикцию, наиболее популярны скороговорки. Они занимают главное место в работе над дикцией. «Соль» скороговорки заключается в том, что сочетания некоторых звуков представляют трудность для артикуляции. Иногда считают, что при произнесении веселого словесного текста нужно не- пременно добиваться очень быстрого темпа, но не это главное.
Гораздо важнее предельная четкость дикции. Именно на это рассчитаны скоро- говорки, которые вернее было бы назвать «трудноговорками». К работе над этой забавной словесной игрой нужно подходить индивидуально. Если же у оратора замедленная речь, он должен путем тренировок по- степенно добиваться быстрого темпа. Если же у оратора быстрая, небрежная речь, он обязан тренироваться в предельно медленном темпе, что значительно труднее, чем отработка быстрого темпа.
Специалисты по сценической речи советуют начинать работу над скороговорками в медленном темпе. Приступая к тренировке, нужно определить в каждой скоро- говорке ее смысловую направленность. Конечно, скороговорка — это всегда шутка, забава, в ней нет глубоких мыслей, как в пословице, но она помогает развивать фантазию, учит оценивать забавные ситуации и передавать их выразительно и ярко. Тренируйтесь, учитывая следую- щие советы специалистов сценической речи.
- Некоторые скороговорки можно повторять целиком, несколько раз подряд (Либретто Риголетто — задача продать либретто).
- В других скороговорках удобнее повторить только 2—3 слова (Шел декатировщик, а мне не до декатировщика, не до декатировщи ковых детей).
- В некоторых текстах для уточнения мысли можно изменить порядок слов (Мамаша Ромаше дала сыворотку изпод простокваши; Изпод простокваши дала сыворотку мамаша Ромаше; Дала сыворотку мамаша изпод простокваши Ромаше).
- В отдельных случаях можно соединить близкие по смыслу скороговорки при тренировке (Инцидент с интендантом, с интендантом инцидент; Четверть четверика гороха без червоточинки — без червото чинки четверть четверика гороха).
При этом следует избегать однотонного произнесения текста. Необходимо помнить о логической паузе, о противопоставлениях, чтобы достичь выразительности. Темп речи можно постепенно убыстрять, преодолев артикуляцию трудных сочетаний согласных.
Работа над скороговорками ведется в определенной последовательности. Сначала осваиваются скороговорки в «чистом виде», как они созданы. Освоив их в медленном и быстром темпе, можно переходить к более трудным сочетаниям — к так называемым «усложненным скороговоркам», с многократными повторениями и с перестановка- ми отдельных слов и фраз. В учебниках по сценической речи широко используются народные скороговорки, записанные еще в прошлом столетии В.И. Далем.
Можно выделить три группы скороговорок, требующих четкого произнесения наиболее часто встречающихся согласных звуков. Приведем некоторые примеры.
1. Скороговорки с согласными Б, П, В, Ф,Г, К, Д, Т:
Архип осип.
От топота копыт пыль по полю летит.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Около кола колокола, около ворот коловорот.
Шакал шагал, шакал скакал.
Купи кипу пик.
Ткет ткач ткани на платки Тане. У елки иголки колки.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капю- шоне он смешон!
Все бобры для своих бобрят добры.
Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп, как при Прокопе ки- пел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
2. Скороговорки с согласными звуками Р, Л, М, Н:
У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Курьера курьер обгоняет в карьер. Либретто Риголетто.
Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
3. Скороговорки с согласными звуками С, З, Ш , Ж, Щ, Ц:
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки — скок, Сеньку — с ног, Сань- ку — в бок,
Соньку — в лоб. Все — в сугроб.
Осип охрип.
По семеро в сани уселися сами. Шел Саша по шоссе и сосал сушку.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки. Инцидент с интендантом.
Прецедент с претендентом. У ежа ежата, у ужа ужата. Жутко жуку жить на суку. Течет речка, печет печка.
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится. Самшит, самшит! Как ты крепко сшит!
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу