Дикция

Под дикцией понимают отчетливое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка. Аудитория воспринимает речь без напряжения, если оратор четко произносит каждый гласный и согласный звук в отдельности, целые слова и фразы текста.

Хорошая дикция — одно из главных условий культуры устной речи и мастерства оратора. По замечанию К.С. Станиславского, слова, в которых выпал слог, напоминают человека без носа, глаза, руки и т.д.

Залогом ясной дикции является правильная артикуляция звуков. Артикуляцией называется совокупность произносительных движений речевых органов, необходимая для образования данного звука. К активным речевым органам относятся язык, губы и мягкое нёбо с язычком; пассивными органами считаются зубы и твердое нёбо. Причина плохой дикции — вялые губы, плохо открытый рот, нарушение зубов, малоподвижный язык.

О неправильной артикуляции говорили ораторы еще в эпоху античности: «Не нравится мне, когда буквы выговариваются с изысканным подчеркиванием, также не нравится, когда их произношение затемняется излишней небрежностью; не нравится мне, когда слова произносятся слабым, умирающим голосом, не нравится также, когда они раздаются с шумом и как бы в припадке тяжелой одышки. Существуют такие недостатки, которых все стараются избегать, а именно: слабый, женственный звук голоса, немузыкальный, беззвучный и глухой».

К сожалению, люди привыкают к недостаткам своей речи, не при- дают им значения. «Надо приучать себя хорошо открывать рот, это важно для «посыла» звука и для его формирования», — советуют специалисты по сценической речи и дикции. Отработка четкой дикции требует, прежде всего, укрепления и развития органов артикуляции. Этому служит специальная артикуляционная гимнастика. Преподаватели сценической речи разработали целый комплекс упражнений по дикции, который полезен как для оратора, так и для каждого человека, желающего говорить правильно, четко и выразительно.

В числе разнообразных упражнений, тренирующих дикцию, наиболее популярны скороговорки. Они занимают главное место в работе над дикцией. «Соль» скороговорки заключается в том, что сочетания некоторых звуков представляют трудность для артикуляции. Иногда считают, что при произнесении веселого словесного текста нужно не- пременно добиваться очень быстрого темпа, но не это главное.

Гораздо важнее предельная четкость дикции. Именно на это рассчитаны скоро- говорки, которые вернее было бы назвать «трудноговорками». К работе над этой забавной словесной игрой нужно подходить индивидуально. Если же у оратора замедленная речь, он должен путем тренировок по- степенно добиваться быстрого темпа. Если же у оратора быстрая, небрежная речь, он обязан тренироваться в предельно медленном темпе, что значительно труднее, чем отработка быстрого темпа.

К.С. Станиславский придавал большое значение работе над скороговорками. Он замечал, что редко приходится слышать «хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, четкую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли».

Специалисты по сценической речи советуют начинать работу над скороговорками в медленном темпе. Приступая к тренировке, нужно определить в каждой скоро- говорке ее смысловую направленность. Конечно, скороговорка — это всегда шутка, забава, в ней нет глубоких мыслей, как в пословице, но она помогает развивать фантазию, учит оценивать забавные ситуации и передавать их выразительно и ярко. Тренируйтесь, учитывая следую- щие советы специалистов сценической речи.

  1. Некоторые скороговорки можно повторять целиком, несколько раз подряд (Либретто Риголетто — задача продать либретто).
  2. В других скороговорках удобнее повторить только 2—3 слова (Шел декатировщик, а мне не до декатировщика, не до декатировщи­ ковых детей).
  3. В некоторых текстах для уточнения мысли можно изменить порядок слов (Мамаша Ромаше дала сыворотку из­под простокваши; Из­под простокваши дала сыворотку мамаша Ромаше; Дала сыворотку мамаша из­под простокваши Ромаше).
  4. В отдельных случаях можно соединить близкие по смыслу скороговорки при тренировке (Инцидент с интендантом, с интендантом инцидент; Четверть четверика гороха без червоточинки — без червото­ чинки четверть четверика гороха).

При этом следует избегать однотонного произнесения текста. Необходимо помнить о логической паузе, о противопоставлениях, чтобы достичь выразительности. Темп речи можно постепенно убыстрять, преодолев артикуляцию трудных сочетаний согласных.

Работа над скороговорками ведется в определенной последовательности. Сначала осваиваются скороговорки в «чистом виде», как они созданы. Освоив их в медленном и быстром темпе, можно переходить к более трудным сочетаниям — к так называемым «усложненным скороговоркам», с многократными повторениями и с перестановка- ми отдельных слов и фраз. В учебниках по сценической речи широко используются народные скороговорки, записанные еще в прошлом столетии В.И. Далем.

Можно выделить три группы скороговорок, требующих четкого произнесения наиболее часто встречающихся согласных звуков. Приведем некоторые примеры.

1. Скороговорки с согласными Б, П, В, Ф,Г, К, Д, Т:

Архип осип.

От топота копыт пыль по полю летит.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Около кола колокола, около ворот коловорот.

Шакал шагал, шакал скакал.

Купи кипу пик.

Ткет ткач ткани на платки Тане. У елки иголки колки.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капю- шоне он смешон!

Все бобры для своих бобрят добры.

Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп, как при Прокопе ки- пел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

2. Скороговорки с согласными звуками Р, Л, М, Н:

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Курьера курьер обгоняет в карьер. Либретто Риголетто.

Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.

3. Скороговорки с согласными звуками С, З, Ш , Ж, Щ, Ц:

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки — скок, Сеньку — с ног, Сань- ку — в бок,

Соньку — в лоб. Все — в сугроб.

Осип охрип.

По семеро в сани уселися сами. Шел Саша по шоссе и сосал сушку.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки. Инцидент с интендантом.

Прецедент с претендентом. У ежа ежата, у ужа ужата. Жутко жуку жить на суку. Течет речка, печет печка.

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится. Самшит, самшит! Как ты крепко сшит!

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)