Древнеиндийское воспитание и обучение

До первой половины 2-го тысячелетия воспитание и обучение в Древней Индии носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.

Во 2–1-м тысячелетиях до н. э. воспитание и обучение стало соотноситься с кастовым делением общества.

В соответствии с этим социальным делением воспитание и обучение детей основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать полноправным членом своей касты.

Древнеиндийское воспитание и обучение

К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания.

На первой ступени — в семье — систематическое обучение не предусматривалось.

Для высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики — упанаямы.

Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали права иметь супругам представителей своей касты, получать дальнейшее образование. Так контролировались результаты семейного воспитания, и складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека.

Древнеиндийское воспитание и обучение

Фундаментальное образование получали представители высшей касты брахманов. Ученики именовались брахмачаринами, учителя — гуру (чтимый, достойный).

Прямой обязанностью брахманов было учить и учиться. С помощью тайных наставлений — упанишад брахман мог овладеть высшим знанием, постичь абсолютную истину и реальность.

Интересно
Брахманское образование носило религиозный характер, включая грамматические и другие «подсобные науки»: правила почитания, правила поведения, науку чисел, астрономию, науку о змеях, этимологию, логику и пр.

Религиозное обучение имело мистическую окраску, знания преподносились как откровенье свыше. Срок брахманского обучения составлял 12 лет.

Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру — отшельников собирались их верные ученики. Специальных помещений не было; обучение происходило на открытом воздухе, под деревьями.

Основной формой компенсации за обучение была помощь семье учителя по хозяйству. Новый период в истории древнеиндийского воспитания начинается в середине 1-го тысячелетия до н. э., в связи с возникновением новой религии — буддизма.

Древнеиндийское воспитание и обучение

Буддизм уделял особое внимание отдельной личности; подвергал сомнению незыблемость принципа неравенства каст и признавал равенство людей от рождения; непротивление злу и отказ от всех желаний, чему соответствовало понятие «нирвана»; главной задачей воспитания считал внутреннее совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание и самосовершенствование; главное в обучении — познание ранее не познанного.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)