Голос и его качества

Голос для оратора — самый надежный и ничем незаменимый инструмент. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе, тембру звуков, издаваемых человеком при помощи голосового аппарата. Актеры, певцы проходят специальную школу постановки голоса.

В своей риторике М.В. Ломоносов писал, что кроме дара слова у оратора должен быть еще чистый, звучный и приятный голос. Возникает вопрос: что делать оратору, лишенному привлекательного голоса? Конечно, работать над совершенствованием своих голосовых данных.  Классический пример с Демосфеном убеждает, что только упорный труд в сочетании с огромной силой воли приводят к желанному результату.

Выделяют следующие профессиональные качества речевого голоса: сила звука (динамический диапазон голоса), посыл звука, подвижность, гибкость (звуковысотный диапазон), тембр голоса, полетность звука, выносливость.

Как развить эти качества голоса? Это возможно лишь после того, как будет освоено речевое дыхание и снято мышечное напряжение с фонационных путей. Кроме того, необходимо определить и закрепить свой естественный, природный голос.
Исследователи подчеркивают, что сила звука — это реальная величина, энергия звука, которую измеряют в децибелах. Нужно четко различать понятия «сила звука» и «громкость».

Громкость — понятие субъективное, оно отражает наше восприятие звука. Силой голоса оратор убеждает слушателей, влияет на их чувства. Сила звучащей речи создается силой вдохновения, эмоционального настроя оратора. Отсюда неизбежно усиление звука на самых значимых словах, основных тезисах выступления. Звук должен быть слышен в аудитории и без технических средств усиления.

Усилить звук голоса помогает активное речевое дыхание и умелое использование резонаторов — нашей природной акустической системы. Мы пользуемся двумя резонаторными системами. Верхняя система резонаторов (глотка, полости носа и рта, черепная коробка) расположена над связками и носит название верхней надсвязочной.

Нижняя система резонаторов, которая находится под связками, включает грудную полость и называется нижней подсвязочной. Каждая из названных систем выполняет функцию, определенную ей природой. Когда звук направляется в нижние резонаторы, в работу включается грудной регистр голоса. Он отличается богатством дополнительных тонов (обертонов), которые придают каждому голосу неповторимую тембральную окраску.

Сила звука, его выразительность зависят именно от грудного (нижнего) регистра. Звуки высокого тона создаются благодаря головному (т.е. верхнему) регистру. Звучность, слышимость голоса зависит от этого регистра. Он придает звуку голоса звонкость и полетность. Ведущим регистром речевого голоса является смешанный. Он выступает своеобразным регулятором для создания активного и ровного дыхания во всем диапазоне.

При высоких тонах, которые создаются благодаря работе головных резонаторов, оратор должен использовать нижний (грудной) резонатор. Низкие тона отличаются сильной грудной резонацией, поэтому необходимо максимально включать в действие верхний (головной) резонатор.

Для развития динамического диапазона используют специальные упражнения (их называют риторическим тренингом ). Во время их выполнения следует добиваться свободы фонационных путей, правильного дыхания. Так создается (отрабатывается, как говорят специалисты) верная резонация.

Второе важное качество голоса оратора — посыл звука. От него зависит то, что звук долетает до каждого слушателя, т.е. легко воспринимается в любой точке аудитории. Таким голосом обладают прославленные ораторы, лекторы. О великом русском ученом Д.И. Менделееве писал один из его учеников: «Будь я музыкантом, я, думается, мог бы положить лекцию Менделеева на музыку, и любой из тех, на чью долю выпало счастье его слушать, безошибочно узнал бы звуки этого мощного голоса, переходившего от ясно слышного в последнем углу аудитории шепота к громоподобным возгласам».

Важное качество профессионального голоса оратора — подвижность и гибкость голоса, или звуковысотный диапазон. Именно диапазон позволяет «живописать» голосом, т.е. передать мысль оратора во всем разнообразии оттенков человеческих чувств. Оратор не только глубоко раскрывает тему, но и показывает удивительную выразительность русской устной речи, ее интонационно-мелодическое богатство.

Тренированный голос легко изменяется по высоте в пределах двух октав, однако в бытовой речи человек обходится лишь тремя-пятью нотами. Оратору нужно учиться регулировать высоту звука и при этом избегать монотонного, однообразно звучащего голоса, потому что он не только снижает восприятие, но и утомляет слушателей. О высоком мастерстве оратора можно судить, если он сумеет произнести обычную фразу (например, Учитесь слушать) с 10—15 звуковыми оттенками.

Потренируйтесь, проверяя свои возможности! Ведь не только оратору, но и менеджеру, юристу, педагогу надо в совершенстве владеть своими голосовыми средствами. Конечно, весьма желательно расширение звуковысотного диапазона. Специалисты советуют добиваться этого постепенно и осторожно. Стремление к предельной высоте звука может вызвать голосовое напряжение.

Поэтому разумно чередовать повышение и понижение голоса, следить за правильностью дыхания, за тем, чтобы звуки находились в правильной позиции. При этом важно заставить работать одновременно все резонаторы: высокие тона требуют самой активной
работы грудного резонатора, низкие — головного резонатора.

Голос должен быть устойчивым, выносливым. Выносливость — способность голоса выдерживать длительные физические и психологические нагрузки, достигается она путем специальных тренировок речевого аппарата.

Тембр — звуковая окраска голоса — является тонкой и выразительной его характеристикой. У каждого человека тембр голоса индивидуален, неповторим, как и отпечатки пальцев. Тембр определяется главным образом количеством дополнительных тонов (обертонов), образующихся в резонаторах и сопровождающих основной звук. Обертоны придают основному тону особую окраску, особые оттенки.

«Цвет» голоса (как иногда называют тембр) зависит также от величины и формы резонаторов, которые усиливают и обогащают звук. Тембр голоса улучшается, если оратор владеет искусством правильного, контролируемого дыхания.

Тембр обусловлен, с одной стороны, индивидуальным строением речевого аппарата, с другой — эмоциями, мыслями, намерениями оратора. Тембр голоса должен отражать чувства и ощущения, которыми проникнуто публичное выступление. Хороший тембр благоприятно воздействует на чувства слушателей.

Само понятие «хороший» (красивый) тембр в представлении публики ассоциируется с ясным, насыщенным звучанием голоса. Этот голос способен передать разнообразные оттенки мыслей, эмоций. Поэтому оратору нужно работать над обогащением тембра: его можно развить, усилить.

Специалисты по сценической речи советуют тренироваться в чтении художественных произведений. Если оратор «захвачен» содержанием текста, тогда в его голосе прозвучат любовь, радость и печаль, гнев, негодование.

Если текст не вызывает у исполнителя никаких образов, ощущений, то нужно мысленно представить описываемую картину и затем с помощью голоса выразить увиденное. Чтобы справиться с такой задачей, необходима постоянная работа, упорные тренировки. Рекомендуется записывать звучание собственного голоса, чтобы критически оценить свою работу. Упражнения по развитию звуковысотного диапазона голоса являются подготовительным этапом к развитию полетности звука.

Полетность звука понимается как способность голоса «заполнять» пространство, где он звучит, доходить до самых дальних рядов слушателей. Здесь немалую роль играют акустические свойства самого голоса. Разве можно сравнить по степени полетности звонкий, высокий и низкий от природы голос?

По свидетельству современников, уникальный голос нашего оперного певца С.Я. Лемешева «был слышен в шуме, будучи на 28 децибел ниже его уровня, хотя голоса неопытных певцов терялись в том же шуме при силе звука на 18 децибел ниже уровня шума». Заметим, что свойство полетности не обязательно связано с громкостью. Убедиться в этом можно на простом примере.

Опытный оратор может говорить и тихо (почти шепотом), но его услышат и в самых дальних уголках зала, потому что полетность создается, прежде всего, собранностью звука (его концентрацией в передней части рта). Владеть своим голосом — далеко не простое искусство. Опытный оратор, как и профессиональный певец, должен «рассчитывать» свои голосовые данные так, чтобы удержать внимание аудитории до конца выступления и сохранить полетность звука.

Неопытный ритор часто начинает говорить с самой высокой ноты, перенапрягает голосовые связки, а это приводит к хрипоте и порой срыву голоса. Конечно, трудно выступать в большой аудитории и на открытом воздухе. Самое удобное место для выступления перед публикой — закрытое помещение. Кроме целенаправленного посыла звука в аудиторию, нужно владеть правильным дыханием, активно «включать» в работу речевые органы.

Лишь при соблюдении этих условий обеспечивается полетность звука. Оратор должен научиться сохранять ровное звучание и диапазон голоса на негромком звуке. Стараясь говорить негромко, ритор как бы снимает звуковую активность, ослабляет дыхание и незаметно переходит едва ли не на шепот. Такая практика может нанести вред голосу, потому что на голосовые связки идет более тяжелая нагрузка, чем самый громкий
звук. При шепоте наблюдается перенапряженность связок.

Следует помнить, что верное звучание голоса требует каждодневной, кропотливой голосовой работы. Воспитать речевой голос — это значит:

  • освоить навыки фонационного дыхания;
  • снять мышечное напряжение с фонационных путей;
  • добиться собранности звука;
  • выработать звонкость голоса;
  • осознать работу резонаторов, научиться правильно ими пользоваться, т.е. легко и привычно переходить из регистра в регистр;
  • выработать ровность, устойчивость звука (голос должен при любой силе и высоте не терять своего качества).

Оратору нужно следить и за своей бытовой речью: не говорить на одной ноте, уметь собирать звуки на кончиках губ, добиваясь ровного звучания, используя активный посыл звука. Оратор-профессионал обязан всегда быть в хорошей речевой форме.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)