Делегирование полномочий в системе современного менеджмента

Делегирование полномочий –это технология передачи задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование – это средство, с помощью которого руководитель осуществляет выполнение работы с помощью других лиц. Современный руководитель не может самостоятельно и единолично эффективно управлять достаточно крупной организацией. Развитие организации может идти только по пути усложнения ее структуры, поэтому управленцам приходится использовать технологии делегирования полномочий.

Делегирование – это средство достижения целей организации. Если задача не делегирована исполнителю, руководитель вынужден будет выполнять ее сам, что во многих случаях просто невозможно. Правильно управляет тот, кто добивается выполнения работы другими. Именно умение делегировать задачи превращает человека в руководителя. Процесс делегирования полномочий показан на рис. 1

Делегирование полномочий в системе современного менеджмента

Должностные полномочия должны включать в себя:

  • права, необходимые для выполнения предписанных работ;
  • ответственность за использование этих прав (ответственность не может быть делегирована в принципе, поэтому руководитель в любом случае ответственен перед вышестоящим руководством за все, что происходит в его коллективе);
  • перечень обязательных координационных коммуникационных связей.

Максимальный эффект делегирования достигается при совпадении объемов четырех основных компонент:

Делегирование полномочий в системе современного менеджмента

При несоблюдении принципов делегирования возможны варианты деформаций, которые резко снижают эффективность работы сотрудников:

Делегирование полномочий в системе современного менеджмента

В любой организации всегда существует определенная степень децентрализации организационных полномочий. Децентрализации абсолютная и нулевая в организации невозможны. Важным моментом в делегировании является вопрос о том, какую долю работы руководитель должен оставить себе, не делегируя никому.

Общий подход к определению круга вопросов, не подлежащих делегированию, предложен С. Паркинсоном и М. Рустомджи в виде «принципа исключения»: «Руководитель должен быть избавлен от деталей повседневной деятельности с тем, чтобы уделять больше времени вопросам общей политики и предотвращению возможного кризиса. Он должен заниматься деталями только, когда где-то произошел серьезный сбой, и его не могут исправить руководители более низкого ранга. Если не применять этот «принцип исключения», руководители будут так вовлечены в мелкие повседневные вопросы, что по-настоящему важные дела окажутся заброшены. Руководители должны решать только такие вопросы, с которыми другие люди не в состоянии справиться».

Не подлежат делегированию:

  • постановка задач и выдача заданий подчиненным;
  • контроль результатов деятельности подразделений и подчиненных;
  • подбор, расстановка, оценка деятельности подчиненных работников;
  • задачи особой важности и высокой степени риска;
  • срочные дела;
  • задачи строго доверительного характера.

Делегировать необходимо:

  • рутинную работу;
  • специализированную деятельность;
  • неактуальные, частные вопросы;
  • подготовительную и вспомогательную работу (справочные материалы, отчеты и т. п.).

Имеется ряд причин, по которым руководители неохотно делегируют управленческие полномочия:

  • мнение руководителя, что сам он сможет выполнить данное задание лучше подчиненного:
  • сомнение в возможностях и способностях подчиненного и нежелание рисковать;
  • отсутствие у руководителя организаторских способностей;
  • опасение потерять контроль над переданными полномочиями;
  • нежелание развивать подчиненных.

Факторами, определяющими степень децентрализации управления, являются:

  • восприимчивость к новым идеям;
  • готовность передать решение незначительных вопросов низшему звену управления;
  • готовность доверять низшему звену управления;
  • стремление осуществлять лишь общий контроль (а не почасовой, ежедневный).

Степень централизации управленческих полномочий определяется следующими обстоятельствами:

  • издержками, связанными с принятием решений. Чем выше цена принятия решений, тем на более высоком уровне они должны рассматриваться;
  • размерами организации. Чем крупнее организация, тем сложнее координировать деятельность внутри нее. Здесь возникает преимущество горизонтальных связей. В крупных организациях необходима максимальная децентрализация полномочий и разбиение организации на ряд крупных блоков, руководство которых должно быть максимально приближено к уровню, на котором принимаются решения;
  • особенностями исторического развития и традициями;
  • характером и мировоззрением высших руководителей;
  • наличием необходимых кадров;
  • характером деятельности, которая сама по себе ограничивает возможности централизации полномочий;
  • динамикой деятельности – чем она выше, тем выше должна быть децентрализация;
  • внешними силами в виде государственного регулирования, особенностей налогообложения, действий профсоюзов.

Целями делегирования являются:

  • разгрузка менеджеров, освобождение их от рутинных задач, создание им условий для принятия стратегических решений;
  • активизация «человеческого фактора», увеличение вовлеченности и заинтересованности работников;
  • повышение дееспособности нижестоящих звеньев управления.

Предлагается различать два вида полномочий: линейные и штабные. Линейные полномочия – это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другому подчиненному. Таким образом, линейные полномочия создают иерархию управления в организации, называемую цепью команд (рис. 2).

Делегирование полномочий в системе современного менеджмента

Штабные полномочия – это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями. В свою очередь, они подразделяются на четыре группы (рис. 3).

Делегирование полномочий в системе современного менеджмента

Рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства. Обязательные согласования обеспечивают расширение рекомендательных полномочий. В рамках такой организации управления линейное руководство обязано согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом. Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и дают право отклонять отдельные решения линейного руководства.

Функциональные полномочия означают предоставление штабному аппарату прав не только предлагать, но и осуществлять определенные управляющие воздействия в пределах своей функции. Полная ответственность руководителя за деятельность своих подчиненных сохраняется при любом типе делегирования (обратное, нулевое, ограниченное, полное). Возможны варианты распределения прав и ответственности в организации по системе «елочка» и по системе «матрешка»1 (рис. 4).

 

Делегирование полномочий в системе современного менеджмента

В системе «елочка» видно, что права и ответственность вышестоящего руководства поглощают только часть прав и ответственности (полномочий) нижестоящего руководителя. Это система бюрократической организации с высокой четкостью фиксации прав и ответственности руководителя каждого уровня.

Для подчиненных из делегирования вытекают специфические обязанности:

  • самостоятельно осуществлять делегированную деятельность и принимать решения под свою ответственность:
  • своевременно и подробно информировать руководителя;
  • ставить руководителя в известность обо всех необычных случаях;
  • повышать квалификацию для того, чтобы отвечать предъявляемым требованиям.

Руководители высших звеньев могут вмешиваться только в некоторые полномочия руководителей низших звеньев. Система «матрешка» – это система множественного подчинения. В ней права и ответственность вышестоящего руководителя полностью поглощают права и ответственность (полномочия) всех нижестоящих руководителей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)