Функция управленческого планирования в системе современного менеджмента

План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров, содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Функция управленческого планирования ориентирована на детализацию процесса реализации принятого управленческого решения.

В ходе управленческого планирования решается ряд основных задач эффективного выполнения принятого управленческого решения (рис. 1):

  • раздробление процесса реализации решения на отдельные операции тактического и операционного плана;
  • определение временных рамок исполнения этих операций;
  • персонификация ответственности за исполнение этих операций и проч.

Функция управленческого планирования в системе современного менеджмента

Совокупность решаемых задач может быть самой различной, но структуры решаемых задач определяют те проблемы, которые руководители будут вынуждены встретить на пути реализации поставленных целей. Задачи следует рассматривать в совокупности со всеми их взаимосвязями: временными, пространственными, ресурсными, логическими. Такое целостное рассмотрение позволяет избежать нестыковок и сформировать интегрированный и согласованный план. Процесс планирования усложняется вместе с ростом размеров организации. Так, при индивидуальном планировании может быть достаточно лишь понять, что надо делать до начала работ, и таким образом избежать совершения необратимых негативных действий.

Планирование на уровне подразделений основано на:

  • формировании согласия относительно целей;
  • распределении работ между сотрудниками;
  • координации работ;
  • принятии персоналом целей работ;
  • установлении горизонтальных связей.

Планирование же на уровне организации обязательно должно также предусматривать:

  • распознавание и разрешение межгрупповых конфликтов;
  • распределение работ и ответственности между подразделениями;
  • принятие группами целей организации;
  • вертикальные и горизонтальные связи;
  • координацию деятельности групп и подразделений.

В общем виде процесс планирования включает три подпроцесса (рис. 2):

  • деятельность руководителя по планированию,
  • деятельность структурных подразделений по планированию,
  • совместную деятельность руководителя и структурных подразделений по планированию.

Функция управленческого планирования в системе современного менеджмента

На рис. 3 представлен вариант укрупненной схемы содержания процесса планирования.

Функция управленческого планирования в системе современного менеджмента

Принципы эффективного управленческого планирования:

  • принцип ограничивающего фактора (учет ограничителей и препятствий обязателен для обоснованности, четкости и конструктивности планов);
  • принцип взятых обязательств (плановые обязательства должны достигать цели, установленной управленческим решением, и подкрепляться необходимыми для этого запасами времени);
  • принцип научной обоснованности и оптимальности; принцип своевременности;
  • принцип комплексности (системная увязка всех разрабатываемых в организации планов);
  • принцип гибкости (план должен предусматривать возможность наступления непредвиденных событий и реакции на них, сохранять необходимые резервы и предусматривать плановые альтернативы);
  • принцип первичности планирования (план должен предварять действия по реализации принятого управленческого решения);
  • принцип плановых предположений (согласованность плановых предположений отдельных структурных подразделений и сотрудников обеспечит эффективность общеорганизационного планирования);
  • принцип непрерывности планирования (благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием);
  • принцип итеративности (процесс планирования должен включать в себя многочисленные дискуссии, обсуждения и согласования);
  • принцип эффективности планирования (расходы и последствия от разработки плана должны способствовать достижению цели организации);
  • принцип единства научно-технических, социальных и экономических задач развития организации (находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах разрабатываемых планов, в критериях оценки);
  • дисциплинирующий принцип (на основе использования обратной связи и контроля);
    принцип плановых решений и проч.

Системный характер планирования образуется взаимодействием ряда начал: методологией планирования, системой органов планирования, системой показателей планирования, методикой.

Должностные лица организации, которые занимаются формированием плана, должны учитывать два обстоятельства, которые противоречат друг другу:

  • с одной стороны, план должен быть достаточно детальным, чтобы вовремя предвидеть и решать возникающие проблемы, а также, чтобы координировать усилия различных подразделений и специалистов;
  • с другой стороны, план должен быть достаточно гибким для того, чтобы позволять специалистам реагировать на неожиданные возмущения со стороны внешней среды и чтобы с выгодой использовать случайно появляющиеся возможности.

Для решения конкретных задач управления используется:

  • по периоду планирования – краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное планирование;
  • по цели – стратегическое (заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегий поведения), оперативное (заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации;
  • имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и пр.), операционное планирование;
  • по содержанию планирования – продуктово-тематическое (заключается в формировании плана развития организации, определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства в организации), ресурсное (включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности деятельности организации), объемно-календарное планирование (заключается в планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределения работ по отдельным календарным периодам);
  • по направленности на среду – внутриорганизационное и внешне-организационное планирование;
  • по замыслу планирования – планирование качественных изменений и количественных показателей;
  • по признаку подчиненности (иерархии) – общеорганизационное планирование, планирование деятельности отдельного подразделения, планирование деятельности отдельного сотрудника;
  • по адаптивности – жесткое и гибкое планирование;
  • по предмету планирования – проектное планирование, бюджетное, инновационное, кадровое, сбытовое, снабженческое, финансовое, инвестиционное, НИОКР-планирование;
  • по результату – желаемое, фактическое, идеальное, рациональное планирование;
    по масштабности – интенсивное и экстенсивное планирование;
  • по субъекту планирования – экспертное, коллективное, коллегиальное, индивидуальное планирование;
  • по типу предварительного прогноза – рационалистическое (детерминистское) и вероятностное (стохастическое) планирование;
  • по приоритетности – первичное и вторичное (план составляется на основе плановых предположений относительно изменения ситуации в ближайшей перспективе) планирование;
  • по уровню стандартизации – планы цели, планы для повторяющихся действий, планы для неповторяющихся действий и проч.

Каждый вид планирования отличается составом решаемых задач, используемой информации, планируемых параметров и степенью их детализации, методами выполнения плановых расчетов.

Для разработки любого типа плана могут использоваться четыре основных подхода:

  • удовлетворенческий подход (ориентирован на выживание при ограниченности и невосполнимости ресурсов);
  • подход «от достигнутого» (ориентирован на сохранение статускво, текущего состояния организации, изменения стратегии, организационной структуры и тому подобного, рассматриваются как нежелательные, потому что эти изменения могут расстроить отлаженное функционирование, улучшение систем управления, планирования поиска и анализа информации не приветствуется);
  • адаптационный подход (ориентирован на учет меняющихся условий, подстраивание под них, привлечение дополнительных ресурсов);
  • оптимизационный подход (ориентирован на достижение цели при незначительности ресурсного фактора влияния в силу избыточности последнего).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)