Безопасность как ограничительный и оценочный критерий конкурентоспособности товаров

Безопасность продукции — это безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях ее использования, хранения, транспортирования и утилизации.

Таким образом, следует различать безопасность товара для человека, безопасность для окружающей среды (экологичность).

Поскольку под безопасностью подразумевают отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда, то управление безопасностью — это управление риском. Оценка риска базируется на анализе следующей цепочки: источник (причина, фактор) — событие — последствие (следствие).

Безопасность продукции для человека имеет различное содержание применительно к разным объектам (табл. 10). Перечень продукции, опасной для окружающей среды, представлен в табл. 11.

Поскольку показатели безопасности при оценке конкурентоспособности носят обязательный характер, то к оценке конкурентоспособности могут быть допущены те товары и услуги, которые успешно прошли обязательную сертификацию.

Безопасность как ограничительный критерий традиционно рассматривают в качестве характеристики, оцениваемой в альтернативной форме, т.е. на соответствие установленным в стандарте требованиям.

Но альтернативная характеристика безопасности при оценке конкурентоспособности ряда товаров такими субъектами, как изготовители и эксперты, не позволяет полно выявить конкурентные преимущества по ряду причин.

Ниже рассматривается роль оценочного критерия безопасности.

  1. Норма безопасности как нижняя планка требований, устанавливаемых национальными регламентами (техническими регламентами, стандартами), преодолевается фирмами с «разным зазором». Величина этого зазора должна являться мерой конкурентного преимущества.
  2. Преодоление планки большинством известных фирм, с одной стороны, и технический прогресс и конкурентная борьба — с другой, побуждают организации по стандартизации периодически устанавливать более жесткие нормы, не отменяя прежние.

Так, последовательно повышались нормы безопасности мониторов в четырех международно признанных шведских стандартах — MPR И, ТСО—95, ТСО—99, ТСО—2003. Причем ТСО—2003 не отменил предшествующие стандарты. Поэтому соответствие товара той или иной ступени жесткости определяет его конкурентоспособность.

Примечание. Номенклатуру видов безопасности следует дополнить информационной безопасностью (например, защита компьютерных программ, дисков, сотовых телефонов) и имущественной безопасностью (например, оснащение автомобилей противоугонными устройствами).

Аналогичная ситуация имеет место в автомобилестроении, так как параллельно действуют экологические стандарты различной жесткости на автомобили.

Например, Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН) требования к токсичности выхлопа закреплены в Евро-1, Евро-2, Евро- 3, которые были введены соответственно в 1992, 1996 и 2000 гг.

В странах ЕС установлены на перспективу новые, более жесткие нормы: в 2005 г. введен Евро-4, а затем (предположительно в 2009 г.) планируется ввести Евро-5. Таким образом, существуют пять ступеней экологической лестницы.

Решение проблемы безопасности в нашей стране определяется долей автомобилей, имеющих инжекторные (впрысковые) двигатели и снабженные системой нейтрализации отработавших газов. Вредные выбросы от них в 8— 12 раз чище, чем в «грязных» карбюраторных машинах.
  1. Для товаров, не подлежащих обязательной сертификации, мерой безопасности является наличие сертификата, полученного при добровольной сертификации.

Например, сантехника не является объектом обязательной сертификации. Поэтому, когда фирма «Гонец» освоила и запатентовала новую модель раковины «Кувшинка», ею было принято решение сертифицировать свою новинку в рамках добровольной сертификации.

Цель сертификации — подтвердить конкурентные преимущества «Кувшинки» перед импортными аналогами.

Использование этой раковины эффективно при эксплуатации в комплексе с малогабаритными машинами. По сравнению с аналогами эта раковина имеет увеличенные размеры и полностью прикрывает стиральную машину, чем обеспечивает ее электробезопасность.

Сертификационный центр «Ростест», выдав фирме сертификат, подтвердил повышенное качество раковины.

  1. Преодоление нижней планки требований может достигаться благодаря соответствию товара международному стандарту, требования которого выше национального стандарта.

Например, как показала потребительская экспертиза, поступающие на рынок детские цветные фломастеры отвечают требованиям по безопасности национального российского стандарта, но только некоторые из них полностью соответствуют требованиям европейской директивы, касающейся конструктивного исполнения.

Наиболее безопасными считаются те фломастеры, у которых колпачок имеет отверстие, так как в ситуации, когда ребенок заглатывает колпачок, его дыхание не прерывается благодаря вентилируемости указанной детали.

  1. Оценка безопасности не может осуществляться только по наличию сертификата соответствия на продукцию. Следует помнить о возможности

«двойной» и даже «тройной» защиты потребителя от опасных товаров (услуг). Так, сертифицированная система качества гарантирует стабильность безопасности товара (услуги).

На передовых отечественных предприятиях пищевой промышленности безопасность выпускаемой продукции может обеспечиваться тремя способами: обязательной сертификацией конкретной продукции; добровольной сертификацией соответствия системы качества предприятия стандартам ИСО серии 9000; добровольной сертификацией по международной системе НАССР, называемой в отечественной литературе ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки).

В Европе система ХАССП с 1999 г. является обязательной для предприятий, выпускающих пищевую продукцию.

Основное отличие данной системы от предшествующих состоит в том, что если прежние системы базировались в основном на периодических испытаниях сырья и готовой продукции, то в новой контролю подлежат критические точки на всех этапах производства.

Например, на ОАО «Новгородский мясной двор» налажен контроль в 32 критических точках. Это предприятие имеет три типа сертификатов, т.е. обеспечивает тройную защиту потребителя.

Российские производители занимают всего 30—40% емкости отечественного продовольственного рынка, потому что не могут конкурировать с уже работающими на нем западными компаниями. Можно указать на два пути преодоления отставания.

  1. Принятие системы ХАССП как обязательной. Кроме стран ЕС, систему ХАССП как обязательную приняли такие крупные производители пищевых продуктов, как Китай, США, Таиланд и пр.
  2. Повсеместное внедрение ГОСТ Р ИСО 22000—2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции». Указанный стандарт развивает принципы ХАССП. Существенное отличие данного ГОСТа заключается в том, что он вовлекает в систему управления безопасностью всех участников цепи поставок от фермерских хозяйств до магазинов.
По многим товарам сам потребитель может управлять безопасностью путем: варьирования комплексом приобретаемых вспомогательных устройств для автомобилей (набора числа подушек безопасности, специальных ремней безопасности, противоугонных систем разной сложности); покупки пищевых продуктов с учетом срока годности и происхождения (экологичности).

Безопасность товара может определяться непосредственно — по количественным и качественным характеристикам или опосредованно — с помощью документов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)