Агитация и пропаганда в рекламе военного и послевоенного периода

Во время Великой Отечественной войны художники трудились над созданием военно-патриотических и агитационных плакатов. Знаменитые плакаты («Родина-мать зовет!» или «Папа, убей немца!» и др.) олицетворяют собой настоящие шедевры рекламного творчества.

Пропаганда в военное время стала мощным оружием в борьбе с фашизмом. Популярными средствами пропаганды стали плакаты, листовки и радиопередачи. Периодическая печать была ведущей формой советской пропаганды, отражавшей точку зрения официальных властей. В серьезных масштабах были представлены устная пропаганда и наглядная агитация.

В газетах печатались вместе со сводками с фронта материалы о зверствах фашистов, карикатуры на Гитлера и его окружение, сатирические плакаты. В период Великой Отечественной войны важным средством пропаганды служил именно плакат. Самые популярные плакаты того времени – это работы художественного объединения Кукрыниксов. Кукрыниксы – это творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР народные художники СССР, а также Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и

Николай Соколов. Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трех букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества. Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. Часто эти карикатуры сопровождались острыми стихотворениями Сергея Маршака.

Разработкой плакатов и реализацией их массового производства занималось Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Отделение по работе с войсками противника Главного политического управления РККА. Первый военный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» был создан в 1941 г.

Стоит отметить, что в военные годы к созданию пропагандистских плакатов были привлечены многие советские художники из разных республик Советского Союза. В каждой республике и крупных городах на территории РСФСР выпускались агитационные материалы с поправкой на специфику менталитета. Такая работа была направлена на снижение уровня социального стресса, способствовала повышению боевого духа в армии и производительности труда в тылу. Формально плакаты можно разделить на две категории, на них были изображены советские войны и труженики тыла и жестокий враг во главе с Гитлером.

Интересно
Советский воин на плакатах был представлен сильным, мужественным, решительным, его образ способствовал формированию у населения образа воина-освободителя, героя. Такие плакаты не только повышали боевой дух людей, но и поддерживали веру в грядущую победу. В наглядной агитации пребывание на фронте не связывалось с опасностью, чтобы не пугать отправляющихся на фронт солдат и создать у них ощущение, пусть и эфемерное, что на войне нет места страху, а значит, и трусости.

Народ же изображался в качестве единой и несокрушимой силы. Широко использовались изображения государственных символов, политических лидеров, а также популярных исторических персонажей.

Начиная с 1943 г. советские военнослужащие стали носить погоны, что тоже сыграло определенную роль в формировании правильных патриотических установок среди военных. Также были введены новые награды в честь исторических русских полководцев и флотоводцев: Александра Невского, А.В. Суворова, М. И. Кутузова, Ф. Ф. Ушакова, П. С. Нахимова.

Большими тиражами стали выпускать брошюры о героическом прошлом русского народа, описывались подвиги красноармейцев во время Гражданской войны, максимально негативно был представлен образ захватчиков, который вызывал отвращение и злость у каждого советского жителя.

Самый популярный прием плакатной деятельности военных лет – это применение масштаба объекта в кадре, преувеличение или наоборот преуменьшение тех или иных элементов для создания необходимого образа, вызывающего сильные эмоции.

Например, Гитлера чаще всего показывали в виде сгорбленного карлика. А рядом с ним помещали великана – воина. Работали и с объектами, и с географическими величинами. Все это делалось для того, чтобы в очередной раз создать у советского солдата ощущение скорой победы над врагом. Советские плакаты делали акцент на больших потерях гитлеровской армии. Чаще фашисты изображались поверженными. Было уделено внимание и цветовой палитре. Так, советских воинов рисовали в светлых тонах – чаще на плакатах превалировал красный и белый цвет, а вот враг и сюжет, с ним связанный, представлен был в черном цвете.

Самые известные и популярные плакаты того времени: «Родина-мать зовет!» М.И. Тоидзе (1941 г.) и «Воин Красной Армии, спаси!» В.Г. Корецкого (1942 г.). На первом изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. На плакате В.Г. Корецкого изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. После перелома в ходе войны меняется настроение и образы плакатов, появляется даже юмор. В рисунках уже предстает новый образ героя, похожий на Василия Теркина.

В пропагандистских целях использовались военные успехи. В сообщениях Совинформбюро ежедневно подробно рассказывалось об удачных действиях советских подразделений, перечислялись населенные пункты, отбитые у врага, создавался тем самым образ скорейшей победы и силы советской армии. Большое внимание уделялось описанию потерь противника, практиковался пересказ показаний пленных, информация о низком боевом духе неприятеля и т.д.

С августа 1942 г. два раза в месяц стал выходить массовый журнал Главного политического управления Советской Армии и ВМФ в помощь армейским и флотским агитаторам «Блокнот агитатора». В нем публиковались материалы о подвигах советских людей на фронте и в тылу. Выходило издание на разных языках народов, проживающих на территории Советского Союза. Были попытки со стороны советского правительства использовать церковь как средство пропаганды. В 1943 г. после большого перерыва произошло избрание нового патриарха. Об этом событии широко сообщалось в печати. На средства верующих была образована танковая колонна «Дмитрий Донской».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)