Интернет-мемы в современной спортивной рекламе

Современная реклама – это своего рода сложный организм, функционирующий как сегмент массовой коммуникации. Реклама, как и любая сфера человеческой жизни, не стоит на месте и постоянно эволюционирует. С развитием технологий рекламная индустрия расширяется и обрастает новыми техниками, приемами и способами подачи.

Изобретение печатного станка подарило миру печатную рекламу. Радио сделало возможным транслировать рекламные сообщения в аудиоформате, а телевидение породило рекламу в формате видео.

Интернет же позволил транслировать рекламу в любом из форматов, причем охватывая гораздо больше число потенциальных потребителей. Однако, помимо этого, интернет-пространство имеет свои собственные законы, устои и культурные единицы, которые необходимо учитывать при создании любого рекламного сообщения. Одной из таких культурных единиц, мы считаем, стал интернет-мем.

Интернет-мем (англ. Internetmeme) – это информация в той или иной форме (медиаобъект, т.е. объект, создаваемый электронными средствами коммуникации, фраза, концепция или занятие), как правило, остроумная и ироническая, спонтанно приобретающая популярность, распространяющаяся в Интернете разнообразными способами (посредством социальных сетей, форумов, блогов, мессенджеров и пр.).

Стать мемом может все что угодно: картинка, видео, песня, фраза и т.д. Как правило, мем – это некий интернет-контент, который прежде всего выполняет юмористическую функцию и призван веселить интернет-пользователей.

Интересно
Одним из первых интернет-мемов в России стал «Привед, Медвед» в феврале 2006 г. Картинка с медведем, вскинувшим лапы, и текстом «Привед, Медвед» мгновенно разлетелась по многочисленным форумам, интернет-порталам и сайтам, став одним из самых популярных интернет-явлений того времени. «Медведа», а позже и все остальные мемы, неоднократно видоизменяли, создавали новые изображения с ним и делали фотожабы.

В этом заключается одно из главных свойств мема, он постоянно изменяется, используется для различных ситуаций, адаптируется под те или иные обстоятельства, но при этом сохраняет свое изначальное значение. Благодаря этому мем, во-первых, продлевает свой срок жизни, во-вторых, приобретает дополнительную известность, в-третьих, создает новые юмористические ситуации. Все это делает мем, мы считаем, идеальным инструментом для вирусного маркетинга.

Очевидно, что специалисты рекламы и маркетинга не могли игнорировать столь мощный инструмент и начали использовать интернет-мемы в своих рекламных компаниях. Сейчас можно нередко увидеть какой-либо бренд, использующий мемы в своей рекламе. Но данный способ продвижения товара, по нашему убеждению, имеет как плюсы, так и минусы.

К плюсам мы можем отнести следующие факторы:

  1. Привлечение внимания. Большинство пользователей Интернета и социальных сетей, в частности, проводят весьма много времени за просмотром интернет-мемов. На сегодняшний день это один из основных способов развлечения современной молодежи, поэтому когда пользователь наткнется на рекламное сообщение, скажем, в виде мема, мы уверены, что с большой долей вероятности человек его просмотрит.
  2. Лояльность. Основная функция мемов – развлекательная. Рекламное сообщение в виде мема в большинстве своем вызывает положительные эмоции у потребителя вместо уже ставших стандартными раздражения или безразличия при виде рекламного сообщения.
  3. Правильное позиционирование. Тот или иной интернет-мем – это явление, во-первых, краткосрочное, во-вторых, узконаправленное. Использование актуальных мемов в рекламном сообщении вызывает у определенной аудитории положительные эмоции и понимание того, что данный бренд, как говорится, идет в ногу со временем и не отстает от трендов.
  4. Вирусное распространение. В случае удачного использования мема пользователи могут сами рассылать друзьям данный рекламный материал, как простой мем.

Теперь перейдем к минусам использования мемов в рекламе:

  1. Частое использование. На данный момент уже слишком много компаний встраивали те или иные мемы в свои рекламные сообщения. Множеству пользователей Интернета, являющихся потенциальными потребителями, данный маркетинговый ход надоел. Пользователи научились выделять рекламные сообщения с использованием мемов от обычных мемов и игнорируют их.
  2. Неправильное использование. Зачастую в погоне за продажами компании используют мемы в рекламе просто для того, чтобы они там были. Таким образом, можно прийти к выводу, что в последнее время часто встречаются рекламные сообщения с мемами, которые не подходят для них. Или, что еще хуже, с устаревшими мемами.
  3. Маленький срок жизни. Как было сказано выше, устаревшие мемы – это большая проблема для рекламного материала. Все дело в том, что у мема есть свой срок жизни.  Чересчур заезженные и избитые мемы на интернет-языке называются «баянами». И если свежие и актуальные мемы вызывают исключительно положительные эмоции, то «баяны» не любит никто. Поэтому реклама, использующая старый мем, «баян», вызывает, на наш взгляд, только негативное к себе отношение.
  4. Сложность анализа. Очень тяжело предсказать или просчитать срок жизни мема. Мем может стать «баяном» и через пару дней, и через месяц, и через год. Мем может устареть как раз в тот момент, когда фирма утвердит его и начнет производство рекламной компании с ним. Поэтому крайне непросто проанализировать успешность такой рекламной компании, особенно на этапе ее создания.

Важно учитывать названные выше факторы при создании рекламы с использованием интернет-мема. Неправильное использование мема как инструмента рекламы чревато не только плохими продажами, но и потерей репутации и статуса. Особенно важно понимать это в нынешнее время, когда использование мема в рекламе перестало быть редкостью.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)