Вторая стадия осмысление

Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. Приемы, используемые на данной стадии: «Инсерт», «Чтение с остановками», «Рыбий скелет» или «Фишбоун». Приёмы, работающие с таблицами: «Таблица Плюс-Минус-Интересно (ПМИ)», «Таблица Знаю-Хочу Знать-Узнаю (ЗХУ)», «Таблица-синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?». «Толстые и Тонкие вопросы», «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).

Прием «Инсерт» или условные значки. Цель – оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы. Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях: «V» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы.

После прочтения текста, заполнить таблицу «Инсерт», где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Этот прием работает на стадии осмысления.

Например, на уроке русского языка в четвертом классе при изучении темы «Глагол. Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам». На стадии осмысления идет работа с текстом. Учащиеся самостоятельно читают текст, используя пометки. «V» – эту информацию знал, знаю, вспомнил; «+» – это новая для меня информация; «?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Текст «Слова, которые обозначают действия предметов, называются глаголами. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что делает? что делают? что сделать? что сделает? что сделают? Глаголы изменяются по числам. Если глагол связан с существительным в единственном числе, то он отвечает на вопросы что делает? что сделает? Если глагол связан с существительным во множественном числе, то он отвечает на вопросы что делают? что сделают? Глагол изменяется по временам.

У глагола три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Настоящее время глагола обозначает действие, которое совершается сейчас, в то время, когда о нем говорят: читает (что делает?). Прошедшее время глагола обозначает действие, которое совершилось ранее: читал (что делал?), прочитал (что сделал?). Будущее время глагола обозначает действие, которое будет совершаться после того, как о нем говорили: будет читать (что будет делать?), прочитает (что сделает?).

Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? и нельзя определить ни времени, ни числа, это неопределенная форма глагола. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам. В мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском – окончание -а, в среднем – окончание -о. (Ландыш отцвёл. Земляника отцвела. Дерево отцвело).

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, то есть спрягаются. Они имеют три лица (1-е, 2-е, 3-е) и два числа (единственное и множественное). Я, мы – это первое лицо. Ты, вы – второе лицо. Он, она, оно, они – это третье лицо. Окончания глаголов в настоящем времени – это личные окончания. После работы с текстом учащиеся заполняют таблицу «Инсерт».

Заслушиваются все высказывания, записанные в таблице:

Вторая стадияЕсли у учащихся возникают вопросы, выходящие за рамки предложенного текста, необходимо порекомендовать источники, к которым можно обратиться для поиска ответов во внеурочное время.

Интересно
Прием «Таблица Толстых и Тонких вопросов» может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного. Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со второго класса.

Например, при изучении темы «Приставка-часть слова». Идет работа в группах. Каждая группа формулирует по три «Тонких» вопроса. Примерные вопросы: Что такое приставка? Где стоит приставка? Для чего служит приставка? Много ли приставок в русском языке? Как обозначают приставки? Далее ученики составляют по одному «Толстому» вопросу. Вопросы могут быть такими: Почему приставка называется «приставкой»?

Чем отличаются приставки от суффиксов? Могут ли приставки образовывать новые слова? В чем разница между приставкой и корнем? Могут ли в слове быть две или три приставки?

Прием «Рыбий скелет» или «Фишбоун». В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в обучении. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.

Например, на уроке русского языка по теме «Роль имен прилагательных в речи», ученикам предлагается провести следственный эксперимент, в ходе которого, они дают ответ на вопрос: какую роль играют имена прилагательные в речи? По ходу исследования они заполняют схему.

Вторая стадия

Рисунок 2. Схема «Рыбий скелет»

После заполнения схемы «Рыбий скелет» делают вывод: люди используют имена прилагательные для описания предметов, характера человека. Прилагательные помогают нам ярче описывать красоту природы, украшают нашу речь.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)