Значение педагогических взглядов В. А. Сухомлинского

Личностно-ориентированная образовательная модель В. А. Сухомлинского открывает широкие возможности для решения таких актуальных задач, как демократизация, гуманизация и гуманитаризация системы образования. В центре внимания личностно-ориентированной образовательной модели находится ребенок, развитие его способностей, его становление как личности. Меняется и роль учителя: его саморазвивающаяся личность призвана помочь ребенку познать самого себя, создать благоприятную среду для актуализации его самообучающей и самовоспитательной деятельности.

Первые шаги в практической реализации личностно-ориентированного обучения были предприняты в 50-е годы XX века. С 60-х годов оно получило широкое распространение. В основе личностно-ориентированной модели обучения лежат идеи, разработанные в трудах многих мыслителей, в т. ч. В. А. Сухомлинского.

При всех различиях их взглядов базовые, фундаментальные положения их концепций дополняют и развивают друг друга. Это позволяет говорить о единой гуманистической философской и психолого-педагогической парадигме, в русле которой развивается теория и практика личностно-ориентированного обучения.

Значение педагогических взглядов В. А. Сухомлинского

Вся педагогическая система В. А. Сухомлинского — это воспитание любви к человеку.

Взгляды В. А. Сухомлинского во многом определили взгляд других педагогов на личностно-ориентированное образование, на индивидуальный подход к каждому обучающемуся как к отдельному целому.

«На любви к детям держится мир». Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. В. А. Сухомлинский был из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» — так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям».

Он с бесконечной самоотдачей созидал себя как гуманиста, человека культуры, разносторонней образованности, растил коллектив педагогов-единомышленников, строил и совершенствовал жизнь школы, сделав ее очагом духовно-нравственного становления личности. Обладая не только педагогическим, но и литературным даром, В. А. Сухомлинский изложил свой богатейший, уникальный опыт, свои философско-педагогические воззрения в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие.

В. А. Сухомлинский — гуманист, мыслитель, педагог. Творчество В. А. Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику обучения и воспитания, но и составила значительный этап в развитии мировой педагогической мысли.

Интересно
Сейчас вряд ли можно встретить учителя, воспитателя, который бы в той или иной мере не был знаком с его педагогическим наследием, как и вряд ли можно найти хотя бы несколько публикаций по педагогическим проблемам, в которых бы их авторы не ссылались на положения и выводы выдающегося педагога. В утвердившемся среди педагогической общественности мнении В. А. Сухомлинский предстает, прежде всего, как знаток и поборник внедрения психологических знаний в школьную практику.

В заключение остановимся на концептуальных положениях и основополагающих принципах педагогической системы В. А. Сухомлинского, определяющих гуманизм его педагогики. Как подлинный гуманист В. А. Сухомлинский прекрасно понимал и постоянно отстаивал значимость всесторонности и гармоничности в развитии личности как целостном и системном образовании.

Определяющее значение придает В. А. Сухомлинский системообразующему фактору — нацеленности всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств. Центральный стержень, без которого немыслима гармоничная, всесторонне развитая личность, по убеждению педагога, — это человечность в человеке. Именно к этому стержню привязывает он все, что приобретается ребенком в жизни вообще и в школе в частности.

«Без нравственной чистоты теряет смысл все — образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство».

В. А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что средоточием нравственности является долг.

Поэтому одним из оснований его педагогики является идея нравственного долга:

  • человека перед человеком, обществом, Отечеством;
  • отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями;
  • отдельной личности перед коллективом и перед высшими нравственными принципами.

В трудах В. А. Сухомлинского в связи с проблемой воспитания всесторонне развитой личности получает раскрытие тема необходимости формирования высокой педагогической культуры семьи, основным методом формирования которой он считает «проведение этических бесед, посвященных высокой миссии матери и отца. Это беседы о любви и дружбе, браке, деторождении, воспитании детей».

В. А. Сухомлинский придает огромное значение реше-нию проблемы воспитания моральной зрелости как неотъемлемой составляющей воспитания всесторонне развитой личности, интегрального личного качества. В это понятие автор включает гражданственность, идейную стойкость, верность убеждениям, готовность их отстаивать, зрелость мысли.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)