Здоровьесберегающее образование

Состояние здоровья детей, подростков, молодёжи в последнее время вызывает обоснованную тревогу как врачей, так и педагогических работников. Всё чаще звучат слова о необходимости здоровьесберегающего образования, реализации в практике образования здоровьесберегающих педагогических технологий. В чем причины такой обеспокоенности Из заявления В. В. Путина (13.03.2013 г. на заседании Госсовета): «Мы сталкиваемся с крайне тревожными тенденциями: в 14 лет две трети детей России уже имеют хронические заболевания, у половины – нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; до 40% призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физической подготовки военнослужащих».

Приведём еще некоторые весьма показательные данные:

  • за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 31%, а в возрасте 15‒17 лет – на 63%;
  • нарушения здоровья, хронические патологии обнаруживаются у 30% школьников средних и старших классов;
  • за время обучения в школе число здоровых детей существенно снижается, до 70% школьников страдают хроническими заболеваниями;
  • учебные нагрузки, снижение двигательной активности, малоподвижный образ жизни детей, увлечённость компьютерами приводят к росту сердечно-сосудистых заболеваний и нервно-психических расстройств (за последние годы число случаев таких заболеваний увеличилось в два раза);
  • около 17% детей имеют лишний вес, в то время как около 20% детей по весу не добирают нормы;
  • значительно выросло число аллергических реакций: около 30% российских школьников страдают аллергией, ещё несколько десятилетий назад эти показатели были ниже в разы.

Ключевыми факторами ухудшения здоровья всех участников образовательного процесса являются:

  • отсутствие осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни;
  • отсутствие необходимых знаний по охране здоровья;
  • недостаточный уровень оздоровительных программ и первичной профилактической помощи;

Данные факторы лежат в основе недостатков в организации педагогического процесса, влияющих на ухудшение физического и психологического состояния обучающихся.

Следствием действия названных выше факторов является искажение образа жизни, формирования норм поведения, приводящих к снижению уровня здоровья:

  • низкий уровень двигательной активности;
  • несбалансированное питание;
  • информационные перегрузки, связанные с интенсификацией обучения, нерациональным режимом труда;
  • высокий уровень стресса;
  • лояльное отношение к употреблению алкогольных напитков;
  • широкое распространение табакокурения.

Преодолению указанных недостатков призвано служить здоровьесберегающее образование, целевые установки которого заключаются в формировании у подрастающего поколения новой иерархии ценностей, где собственное здоровье является необходимым условием для успешной самореализации потенциальных возможностей личности.

Здоровьесберегающее образование направлено на становление внутренней картины здоровья. Внутренняя картина здоровья – индивидуально-личностная смысловая система (по Д. А. Леонтьеву), сформировавшаяся в результате осознания и принятия человеком социокультурного содержания феномена «здоровье» и выполняющая функцию структурирования отношений субъекта с миром и придания устойчивости структуре этих отношений на основе индивидуального прочтения социокультурного символа «здоровье».

Различают 4 уровня внутренней картины здоровья:

  • 1 уровень ‒ информационно-пассивный – здоровье воспринимается как некоторая данность, не зависящая от человека, как состояние отсутствия болезней. Словесная характеристика: «Чтобы быть здоровым, надо родиться здоровым. Здоровье, прежде всего, зависит от здоровья наших родителей, а также от удачи. Когда есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье. Быть здоровым – значит жить, как тебе хочется, не волнуясь о здоровье».
  • 2 уровень ‒ адаптивно-поддерживающий – здоровье воспринимается как состояние благополучия, которое человек может самостоятельно достигнуть в результате систематических профилактических мероприятий и соблюдения здорового образа жизни. При этом содержанием деятельности являются разнообразные лечебно-профилактические мероприятия с целью профилактики нездоровья. Словесная характеристика: «Быть здоровым – значит справляться с обычными проблемами, которые есть у каждого. Для этого надо быть внимательным к любым проявлениям своего организма. Сразу реагировать на его потребности (вовремя есть, спать, отдыхать и др.) и соблюдать здоровый образ жизни».
  • 3 уровень ‒ ресурсно-прагматический – здоровье воспринимается как ресурс, который необходим индивиду, чтобы приспособиться к внешним социальным и природным условиям для достижения состояния успешности. Поэтому здоровье необходимо поддерживать и улучшать, чтобы этот ресурс не был преждевременно израсходован. Словесная характеристика: «Здоровье – это когда у тебя всё получается, всё в порядке и всё хорошо. Когда человек здоров, он хорошо учится и работает, а значит, он не волнуется и не болеет. Поэтому здоровье зависит от нас самих и оно необходимо, чтобы быть успешным и счастливым».
  • 4 уровень ‒ личностно ориентированный – здоровье воспринимается как проявление способностей человека к гармоничному (физическому, социальному и духовному) развитию и достижению состояния благополучия. Здоровье ассоциируется с состоянием человека как уникальной самобытной личности, реализующей себя в творческой деятельности. Поэтому деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья воспринимается как необходимая и естественная для саморазвития и самосовершенствования.

Словесная характеристика: «Быть здоровым – значит быть со всеми в гуще событий, уметь приспосабливаться к разным условиям и быть готовым к самореализации, т. е. человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя и всё время стремиться к лучшему». Вопрос о выделении здоровьесберегающих педагогических технологий ‒ не однозначен. Думается, понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.

Кроме того, можно говорить о метатехнологии здоровьесберегающего образования, то есть технологии организации образовательного процесса с учётом особенностей физического и психического здоровья обучающихся, а также о конкретных технологиях, направленных на укрепление здоровья детей, подростков, молодёжи (например, в работе преподавателя физической культуры).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)