Закономерности исправления осужденных

Исправление осужденных как подсистема общей системы государственного воспитания также зависит от характера и уровня развития общественных отношений, в связи с чем прослеживаются следующие закономерности: обусловленность целей, задач и содержания процесса исправления осужденных характером и уровнем развития общественных отношений.

Человек – продукт общественных отношений; его сознание формируется конкретным для данного времени социальным опытом как позитивного, так и негативного свойства.

Процесс становления человека как личности вне общества невозможен, поэтому для его развития и формирования как социального существа, определяющее значение имеет социальная, а не генетическая программа. Несомненно, что на развитие человека оказывают влияние и биологические предпосылки, однако они проявляются в его социальной сущности непрямо (ловкие, длинные пальцы – значит, вор), а через призму социального опыта и социального окружения.

Если причинами отклоняющегося поведения являются усвоение личностью отрицательного социального опыта и неадекватное восприятие положительного, то изменения социальной среды, социальной парадигмы должны быть теми необходимыми условиями, при которых возможно сознательное исправление личности, возвращение ее к нормам социально полезного поведения; зависимость эффективности исправительного процесса от степени реализации закрытости ИУ.

Интересно
По общепринятому мнению, концентрация в ИУ преступников, т. е. лиц с ярко выраженным асоциальным поведением, негативно влияет на организацию воспитательного процесса, при этом не учитывается, что закрытость учреждения можно и необходимо использовать как положительный фактор, исключающий негативное влияние на осужденных извне, т. е. со свободы.

Положительно использовать закрытость ИУ можно только при условии организации в нем исправительной среды, являющейся определенным типом социально-педагогической сферы. В ИУ существует реальная возможность исключить факты употребления алкогольных напитков и наркотиков, возможность вести аморальный образ жизни, причины конфликтных ситуаций, возникающих при нарушении правил поведения, принятых в цивилизованном обществе, и т. д.

Однако необходимо учитывать, что без организации благоприятной педагогической среды фактор закрытости может негативно влиять на осужденных, которые будут перенимать друг от друга криминальные привычки и сами организовывать так называемую воровскую среду, существующую по законам преступного мира; зависимость эффективности воспитательного воздействия на осужденных от адекватного применения к ним педагогических стимулов.

Реальность педагогического стимула выражается в его постоянном подкреплении действиями администрации учреждения, направленными на реализацию потребностей осужденных, являющихся для них безусловными стимулами, определяющими их сознание и поведение.

Применение системы педагогических стимулов к осужденным предусматривает оценку их поведения, подкрепления в случае правопослушного поведения или подбора иных педагогических стимулов при нарушении режима, нравственных норм общежития.

Подкрепление правопослушного поведения осужденных производится позитивными педагогическими стимулами в форме поощрений (перевод на улучшенные условия отбывания наказания, предоставление дополнительных свиданий, условно-досрочное освобождение и замена наказания более мягким, перевод в колонию-поселение и т. д.).

Неправопослушное поведение корректируется, как правило, негативными стимулами в форме наказаний (перевод в помещение камерного типа, тюрьму, водворение в штрафной изолятор, осуждение по ст. 411 УК Республики Беларусь и т. д.).

Например, возможность реализации желания осужденных освободиться из мест лишения свободы ранее установленного судом срока (предусмотрено действующим законодательством) должна ставиться в зависимость от позитивного изменения поведения осужденных, при этом необходимо учитывать, что в случае нереализации их желания при условии измененного в лучшую сторону поведения данный стимул перестанет со временем воздействовать на личность осужденного, т. е. отсутствие соответствующего подкрепления со стороны администрации учреждения приведет к утрате важного стимула, определяющего поведение осужденных.

Это же касается и всех других применяемых в воспитательном процессе стимулов. Система воспитательной работы должна обязательно включать в себя только реальные педагогические стимулы, так как именно они обеспечивают эффективность исправления осужденных; зависимость исправления осужденного от характера и направленности его деятельности.

Изменение, развитие, исправление личности – результат отнюдь не механического влияния среды на человека. Поэтому решающим фактором является активное взаимодействие человека со средой посредством конкретной предметной деятельности.

Вся жизнь человека – совокупность, система сменяющих друг друга видов деятельности: игра, учение, познание окружающего мира, трудовая, общественная деятельность

Посредством деятельности внешние условия преобразуются в конечном итоге во внутренние качества и свойства, что в реальном педагогическом процессе диктует необходимость определения направленности видов деятельности, в которых формируются отношения личности. Кроме того, прослеживаются такие объективно существующие связи, как зависимость формирования личности от трудовой, общественной, интеллектуальной познавательной деятельности.

Не случайно законодатель в качестве основных средств исправления осужденных определил установленный порядок исполнения и отбывания наказания, общественно полезный труд, общеобразовательное и профессиональное обучение, воспитательную работу, так как именно в них реализуются указанные виды деятельности, имеющие общественно полезную направленность и способствующие развитию нравственных качеств личности; личность осужденного меняется в системе межличностных отношений.

В процессе деятельности люди вступают во взаимоотношения друг с другом. При этом возникающие межличностные отношения преломляют в себе сложную систему взаимодействия человека с обществом, окружающей действительностью, природой.

В конечном итоге вся система политических, экономических, нравственных, правовых отношений проявляется в межличностных отношениях. Наиболее интенсивны они в ближайшем социальном окружении. Исследования последних десятилетий, посвященные влиянию семьи, первичных коллективов, неформальных групп на личность, убедительно доказывают наличие существующих связей между механизмами групповых явлений и формированием убеждений, поведения членов группы.

Такую зависимость обосновал А.С. Макаренко, который утверждал, что непосредственного перехода от общества к личности нет, есть переход через первичный коллектив. Организовать такой коллектив, сделать его подлинно воспитывающим и означает сознательно использовать данную объективную закономерность, поскольку только в нормальной социальной среде, которой и является коллектив, возможны нормальные человеческие отношения, основанные на признании общечеловеческих ценностей; активность осужденного в процессе исправления.

Интересно
В систему межличностных отношений входят и взаимоотношения, складывающиеся между субъектом и объектом педагогического процесса. В педагогике давно открыт феномен так называемого психического сопротивления воспитуемого прямым назидательным воздействиям воспитателя.

С особой остротой это явление проявляется в процессе исправления, где скрытое сопротивление при особо неблагоприятных условиях или административных просчетах может перерасти в открытое, выражающееся в форме групповых неповиновений, массовых беспорядков.

Однако существует альтернатива подобному явлению, проявляющаяся в ином характере взаимоотношений, в основе которых должна лежать идея сотрудничества. Роль субъекта и объекта этого сотрудничества неодинакова. Необходимое его условие – активность воспитуемого в процессе исправления; руководящая роль субъекта в процессе воспитания.

Проблема сущности педагогической деятельности по-разному решалась в различные исторические эпохи. Например, представители так называемой теории «свободного воспитания» утверждали, что задача воспитателя заключается в том, чтобы создать условия для свободного проявления природных наклонностей и задатков воспитуемых, а чему и как учиться, какие задатки развивать, какие удовлетворять потребности – дело самих воспитуемых.

Однако такой подход мог привести к анархии в воспитании, сформировать у личности потребительские наклонности, неумение преодолевать трудности и т. д.

В противовес данной теории А.С. Макаренко выдвинул свою, в которой утверждал, что наклонности, потребности, интересы личности, выявление и развитие ее задатков возможны лишь в условиях управляемого педагогического процесса с четко определенными целями и программами воспитания. При этом субъект воспитания выступает как организатор, руководитель жизнедеятельности воспитуемого, т. е. проявляется руководящая роль субъекта в процессе воспитания как общая закономерность всех педагогических систем, в том числе и в процессе исправления осужденных; зависимость результатов исправления от авторитета воспитателя.

В зависимости от уровня развития воспитуемых, их коллективов эта руководящая роль субъекта проявляется в личных вариантах. Так, для первого этапа становления коллектива, когда он, по существу, только начинает свое функционирование, а его члены не связаны системой зависимостей, проявляются диктаторские полномочия воспитателя. Когда же коллектив достигает высшего уровня развития, то роль воспитателя сводится к роли дирижера в хорошем оркестре.

Однако автоматически такое восхождение не происходит. Это большая и целенаправленная работа всего коллектива воспитателей, использующего передовые идеи педагогики сотрудничества. При этом совсем небезразлична для воспитуемых личность самого воспитателя, его авторитет.

Под авторитетом следует понимать не власть должности, а такое интегративное качество, которое складывается из культуры, профессионального мастерства, индивидуально-психологических свойств воспитателя, руководителя. Наличие у воспитателя авторитета означает признание за ним права предъявлять требования и добиваться их исполнения.

Педагогический авторитет – власть не только и не столько административная, распорядительная, сколько «мудрая власть» над умами и сердцами воспитуемых

Авторитет основан на взаимном доверии, вере в силу и возможности своего воспитателя, в противном случае любое воспитательное воздействие теряет силу и значимость, поскольку идея неотделима от личности. Таким образом, зависимость результатов воспитания от авторитета воспитателя – объективно существующая связь, и поэтому она выступает в качестве закономерности воспитательного процесса; эффективность исправления зависит от целостности характера воздействия, комплексности применяемых средств, форм и методов воздействия.

Личность осужденного представляет собой определенную динамическую систему, в которой все качества и свойства находятся в тесной связи и во взаимодействии. Развитие одного качества или свойства зависит от других и, в свою очередь, оказывает обратное влияние на них. Поэтому и в процессе исправления личность осужденных должна восприниматься как некая целостность, а воспитательные воздействия должны быть направлены на формирование потребностей, развитие сознания и поведения, приобретение знаний, выработку практических умений и навыков, укрепление воли и формирование нравственных чувств.

Интересно
Несмотря на то что сущность личности едина, сама она проявляется многогранно. Поэтому в процессе воспитания необходимо обеспечить единство всех средств и методов воспитания, их разносторонность, разнообразие, но вместе с тем и их взаимосвязь и взаимообусловленность. К.Д. Ушинский призывал изучать личность во всех отношениях с целью построения столь же всеохватывающей системы воспитания.

А.С. Макаренко подчеркивал, что нельзя воспитывать человека по частям, т. е. сегодня формировать, например, дисциплинированность, завтра – патриотизм, послезавтра – нравственность; обусловленность системы воспитания осужденных целостным характером воздействия.

Названная закономерность является объективной основой комплексного подхода, на основании которого должен строиться процесс исправления осужденных.

Определение наиболее общих закономерностей исправления осужденных позволяет систематизировать знания о глубинных процессах изменения личности, выработать систему научно обоснованных принципов, для которых данные закономерности являются объективной методологической основой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)