Зарождение воспитательной работы с заключенными

После революции 1917 г. система мест заключения (МЗ) Беларуси предусматривала:

  • общие места заключения (тюрьмы);
  • воспи­тательно-карательные реформатории и земледельческие колонии (в ос­нов­ном для молодежи);
  • испытательные заведения для лиц, в отношении которых есть основания для послабления режима или досрочного освобождения; карательно-лечебные заведения (для арестантов с заметно выраженными психическими дефектами);
  • тюремные больницы.

В целях установления единообразия 10 ноября 1920 г. все места заключения Беларуси были переименованы в дома принудительных работ (допры), а 20 декабря 1921 г. все МЗ были переименованы в исправительно-трудовые дома (исправдома).

В МЗ Беларуси с самого начала их создания внедрялись элементы воспитательной работы с заключенными. Даже в период военной интервенции и гражданской войны (1917–1922) находившиеся в МЗ заключенные получали возможность пользоваться книгами и газетами, своими силами ставить спектакли и концерты.

В приказе Цен­трального карательного отдела Народного комиссариата юстиции (Наркомюст) указывалось на необходимость организации в МЗ хорового пения, музыки, декламации, чтения вслух одним для всей группы. Принимались меры по ликвидации среди заключенных неграмотности, для этого специально пригла­шались учителя.

Развивалась революционная пропаганда. В докладах и лекциях заключенным разъяснялись цели рево­люции, политика государства во всех областях хозяйственной деятельности, декреты советской власти, внутреннее положение и внешнеполитическая обстановка. Подобные формы воспитательной работы носили эпизодический характер, так как основная задача мест лишения свободы того периода все-таки сводилась к изоля­ции преступников.

Интересно
После гражданской войны перед МЗ встала задача пере­воспитания правонарушителей. В воспитательной работе с заключенными ключевое место было отведено культурно-просветительной работе.

В июне 1920 г. учебные части МЗ передаются в ведение Наро­дного комиссариата просвещения (Наркомпрос). В соответствии с декретом Совета народных комиссаров (Совнарком) постановка школьной работы в местах лишения свободы и финансирование возлагаются на Наркомпрос, а руководство библиотеч­ным делом, устройство спектаклей, организация митингов – на внешкольный отдел народного образования Наркомпрос.

В резолюции ЦК РКП(б) «О Пролеткультах» (1920) подчеркива­лось, что интерес к художественному творчеству и пролетарской культуре в стране будет расти. В соответствии с данной резолю­цией в МЗ большое значение стали придавать театру как одному из могучих средств воспитания.

Специальным циркуляром Центрального карательного отдела Наркомюста в 1921 г. ад­министрации МЗ предписывалось устраивать для осужденных спектакли. Одновременно требовали проявлять заботу о строительстве школ, клубов, без чего исправительно-трудовые ме­тоды не могли применяться должным образом для перевоспитания осужденных.

В 1922 г. культурно-просветительная работа МЗ вновь передана в ведение Наркомюста. Перед МЗ поставлена задача активизировать разного рода культурно-просветительные мероприяти­я, так как они отвлекают внимание и духовные силы лишенных свободы от тупых, бессмысленных, часто порочных занятий и при­вычек старой царской тюрьмы, заполняя их досуг различными развлечениями, литературными занятиями и систематическим об­щеобразовательным и политическим просвещением.

Решая вопрос об использовании театра в воспитательных це­лях, Главное управление местами заключения (ГУМЗ) предложило учебно-воспитательным частям вниматель­но относиться к подбору репертуара, больше уделять внимания постановкам пьес революционно-агита­цион­ного характера, а так­же пьесам, способным оказывать исправительно-воспитательное воздействие на сознание заключенных.

Подобное указание было вовсе не случайным, так как анализ отчетов учебно-воспитательных час­тей с мест давал основание сделать вывод о массовой постановке пьес низкопробного с художественно-литературной точки зрения содержания, часто эротической направленности, а то и контр­революционного характера.

Подводя итоги культурно-просветительной деятельности нача­ла 20-х гг. XX в. в местах лишения свободы, следует отметить, что на первый план были выдвинуты массовые формы пропаганды

Митинги как средство идеологического воздействия чаще стали использоваться в связи с наиболее значи­мыми событиями в жизни общества и осужденных. Также большое значение стала занимать работа клубов и красных уголков. В частности, создавались кружки по изучению марксизма-ленинизма, которые работали два раза в неделю по два часа.

В качестве новых, ранее неизвест­ных в МЗ форм идеологического воздействия ста­ли регулярно, несколько раз в месяц, выпускаться журналы и газеты. Их основная цель – отражать текущие политические, общественн-оэкономические явления в стране и жизнь самих мест лишения свободы.

В начале 1925 г. ГУМЗ НКВД разработал четыре важных доку­мента по изучению личности заключенного:

  • опросный лист (за­полнялся при поступлении заключенного и содержал 18 позиций);
  • личную карточку в карантине;
  • индивидуальный листок пер­вичного обследования (53 позиции), предусматривавший форму­лирование вывода о желательных мерах исправительно-трудового воздействия – школьного обучения, общественно-политического воспитания, профессионального обучения;
  • индивидуальный лис­ток повторного обследования через три месяца (26 позиций), позволявший сделать вывод об изменении в поведении личности или отсутствии такового.

Учитывая трудности заполнения индивидуальных листков пер­вичного и повторного обследования, ГУМЗ рекомендовал прово­дить такую работу не во всех МЗ, в ограниченных размерах и исключительно только в отношении приговоренных на три года и более. В целях объективной и всесторонней оценки к заполнению листков привлекались различные категории работни­ков: учебно-воспитательной, производственной, медицинской час­тей, надзорслужбы и т. д.

Перед всеми МЗ ставилась задача по оборудованию спор­тивных площадок, организации физкультурных занятий и обуче­нию военному строю.

Был разработан обязательный к исполнению комплекс мероприятий:

  1. Занятия с неграмот­ными и малограмотными три раза в неделю по два часа.
  2. Чтение лекций и докладов, проведение бесед по различным вопросам с показом диапозитивов.
  3. Проведение литературным кружком двух спектаклей в месяц.
  4. Ежедневная работа в течение трех часов читальни при библиотеке и т. д.

Предусматривались так­же «литературные суды» и спортивные праздники. Вся массовая клубная работа по возможности приурочивалась к тем или иным историческим событиям и революционным праздникам и принимала более или менее углубленный характер.

Первый Исправительно-трудовой кодекс БССР (ИТК), введенный в действие 15 ноября 1926 г., включал в себя главу, посвященную культурно-просветительской работе, и конкретизи­ровал задачи в области воспитательной работы с заключенными.

На основе этого проводилось планирование воспитательной работы, изучение личности заключенного в целях оказания индивидуального воспитательного воз­действия.

Администрация многих мест заключения стремилась создать наиболее благоприятную педагогическую среду путем целесообраз­ного размещения осужденных по камерам и использования их об­щественных формирований в воспитательных целях.

В МЗ Беларуси в каждой камере стали избирать старосту из среды заключенных сроком на две недели с правом повторного переизбрания. На него возлагалась обязанность следить за соблюдением заключенными распорядка дня и правил поведения. В случае нарушений староста и дежурный должны были немедленно докладывать об этом заведующему исправдомом.

Если же названные лица уклонялись от выполнения своих обязанностей, то сами могли быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям. Таким образом, делалась попытка ввести элементы самоуправления в МЗ. При этом обращает на себя внимание небольшой срок, на который избирался староста, что давало возможность побыть на этой должности многим заключенным. На это неоднократно указывал в своих трудах А.С. Макаренко (необходимо дать возможность всем колонистам быть командиром).

Работникам мест за­ключения становилось ясно, что в культурно-просветительной деятельности на новых началах невозможно обойтись без помощи самих заключенных. Поэтому перед администрацией ста­вилась задача привлечь заключенных к подготовительным рабо­там по устройству концертов, спектаклей и иных развлечений.

Прообразы самодеятельных организаций стали появляться в от­дельных местах заключения уже в 1919 г.

В целом в СССР культурно-просветительная работа утрачивает прежний случайный характер.

Другим важным направлением социальной политики государ­ства в области переустройства деятельности мест лишения свобо­ды после революции стала организация общего образования осуж­денных.

После революции одной из задач МЗ становилась широкая организация школьного обучения. Большое значение для постановки школьного дела в местах лишения свободы сыграл декрет об обязательной ликвидации неграмотности населения в возрасте от 8 до 50 лет.

Задачу ликвида­ции неграмотности в МЗ до 1920 г. решали совместно Централь­ный карательный отдел Наркомюста и Наркомпрос. Преподавательский состав в школах для заключенных находился в ведении внешколь­ных подотделов местных органов системы Наркомпроса. Чтобы лик­видировать это двойное руководство и в целях активизации работы по выполнению указанного декрета вся ответственность за постановку общеобразовательного обучения осужденных возлагается на Наркомпрос.

Интересно
В последующие годы повышение общеобразовательного уровня заключенных выдвигалось в качестве первого условия успеха исправительных мероприятий. В целях по­ощрения заключенных-учащихся ГУМЗ рекомендовал освобождать их на два часа от работы.

Одновременно распределительные ко­миссии получили право засчитывать два рабочих дня за три ли­шения свободы наиболее прилежным из учащихся. Во многих местах заключе­ния вводились должности учителей. В первой полови­не 1926 г. 49,6 % заключенных из общего числа, подлежавших обу­чению, посещали школу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)