Возникновение и развитие философско-правовых взглядов в античный период

Общая характеристика условий зарождения и развития фи­лософско-правовых идей Древнего Востока Античная философия появилась не на пустом месте. Она вы­растает на почве, предшествовавшей и современной ей культуры Эллады.

Древней Элладе в IV —V веках до н. э. было присуще разно­образие форм социальной и политической жизни. Множество сильных и процветающих греческих городов-полисов объединя­ло духовное единство, основанное на мифологии с единым панте­оном олимпийских богов, а также гомеровском эпосе. На этой почве сформировалось национальное сознание эллинов, их уве­ренность в своем величии и избранности. На этой почве разви­лось культурное самосознание, зародилась и окрепла уверен­ность в собственном величии и избранности, а с ней и привычка противопоставлять себя всему остальному миру.

Дух состязательности, честного соревнования (феномен агона), который царил во многих сферах социальной и культурной жизни греков, являлся одной из главных предпосылок расцвета всей греческой цивилизации. Благодаря энергичному освоению мира, жажде познания, отказу от консервативных традиций древние греки создали великую культуру (в том числе и фило­софско-правовую), которая оказала огромное влияние как на ев­ропейскую, так и на мировую цивилизацию в целом.

Личности древнего эллина были свойственны, как отмечают исследователи, два противоположных начала — «аполлоническое» (от имени бога Апполона — устроителя цивилизованной жизни людей, заставлявшего их подчиняться социально-куль­турным нормам) и «дионисийское» (от имени бога Диониса, по­кровительствовавшего виноделию, веселью). Аполлоническое начало заставляло грека стремиться к гармоническим отношени­ям с окружающим миром, с космическим целым. Путь к этому пролегал через соблюдение во всем «золотой середины» и меры.

Дионисийское же начало увлекало древнего грека в противо­положном направлении, заставляло нарушать меру, отвергать традиции и запреты. Однако, по свидетельству памятников древ­негреческой культуры, истинное свое предназначение древний эллин видел не в нарушении норм и гармонии, а в ее поиске, соз­дании и защите.

Аполлоническое и дионисийское начало пред­стают в античном культурном сознании как мифологические пер­вообразы (архетипы) номоса (закона) и дисномии (беззакония). Они не могут существовать друг без друга, взаимно предполагая и отрицая друг друга. Греки первыми заметили это противобор­ство, его универсальность, то, что оно присуще и человеку, и лю­бому из сообществ. Подвижная антитеза этих двух начал и соста­вила основной сюжет развития греческой правовой цивилизации и философской мысли.

В развитии античной философии, в том числе и философско- правовых взглядов, выделяется три основных периода. Пер­вый — натурфилософский или ранней классики — охватывает эпоху от возникновения философского мышления в VII веке до н. э. до времен Сократа (конец V в. до н. э.). Второй период но­сит название классического, или высокой классики, он отражает выдающиеся достижения эллинской культуры. Его основопо­ложниками стали Сократ и современные ему софисты (Прота­гор, Горгий).

Вершиной же данного периода, да и всей античной философии, стало творчество выдающихся философов Платона и Аристотеля. Последний, третий период истории античной фи­лософии связан с эпохой эллинизма и Римской империи. Его, как правило, называют поздней классикой. Он начинается с конца IV века до н. э. и длится до конца античного мира (VI в. н. э.). Это время эллинистически-римских философских взглядов. Их представителями являются эпикурейцы (Эпикур), скептики (Пир­ рон), стоики (Зенон, Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)