Воспитательная система понятие, структура

Воспитательный процесс – это определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю. Воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях имеет своей целью исправление и перевоспитание лиц, совершивших преступления, осужденных к лишению свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему мер, осуществляемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы.

Многолетний опыт деятельности исправительных учреждений показывает, что, несмотря на широкий комплекс различных педагогико-воспитательных средств и методов, применяемых по отношению к осужденным, цели их перевоспитания, нередко, к сожалению, не достигаются, многие лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы, вновь совершают преступления.

В этой связи весьма актуальным представляется глубокое изучение особенностей и закономерностей воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях, изучение форм и методов воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

Воспитательная система – это упорядоченная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых определяет наличие у организации способностей целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности человека.

Воспитательная система способствует становлению личности через выдвижение и обоснование целей воспитательного процесса, организацию благоприятных условий для самореализации и саморегуляции через создание в учреждении и за ее пределами нравственно благоприятной и эмоционально насыщенной среды, через осуществление анализа сложившейся социально-педагогической ситуации и возможности диагностики как самого воспитуемого, так и педагогического коллектива.

Основными структурными компонентами воспитательной системы являются: Подсистема целей и идей. Правильно поставленные цели являются главными факторами воспитания. Должны быть привлекательны для всех и ориентированы на познание личности. Субъект воспитательного процесса должен быть прагматичным и предусматривать деление ее на составляющие.

Совокупность субъектов воспитательного процесса. Учет в воспитательном процессе позиций всех субъектов отношений. Подсистема деятельности и общения. Педагогический коллектив должен владеть методикой осуществления этой деятельности. Необходимо наличие ресурсов для организации деятельности.

Внутренняя и внешняя среда, освоенная педагогическим коллективом. Система управления воспитательной системой. Совет воспитателей отряда, общий коллектив сотрудников.

Материальная база. В целом, воспитательная система − это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л. И. Новикова).

Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами:

  • интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного);
  • расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды;
  • экономией времени и сил педагогического коллектива, поскольку преемственность и диалектичность в содержании, методах осуществления воспитания обеспечивают достижение поставленных воспитательных задач;
  • созданием условий для самореализации и самоутверждения личности всех субъектов отношений, что способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

Воспитательная система – не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития. Создание системы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, движением к целостности. Таким образом, становление воспитательной системы всегда есть процесс интеграции.

Однако интеграция существует одновременно с противоположной тенденцией к дезинтеграции, росту независимости различных элементов системы, нарушению взаимодействия между ними. Разрешение противоречия между интеграционными и дезинтеграционными процессами есть движущая сила развития воспитательной системы (Л. К. Гребенкина).

Интеграция прежде всего проявляется в сплочении коллектива, стандартизации ситуаций, установлении устойчивых межличностных отношений, создании и преобразовании материальных элементов системы. Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, появлении ситуаций, не соответствующих принятым нормам и ценностям, разрушении материальных элементов системы.

Общее противоречие между интеграционными и дезинтеграционными процессами в развитии воспитательной системы может быть детализировано. Если носителем интеграции является вся система в целом, а носителем дезинтеграции – какой-то ее элемент, то в зависимости от характера этого элемента могут быть выделены формы противоречия (А. М. Сидоркин).

Самым нестабильным дезинтегрирующим элементом системы являются его субъекты – всегда стремящиеся к свободе и независимости, стимулирующие к обновлению системы. Элементом дезинтеграции может быть и материально-пространственная среда воспитательной системы.

Ее объекты вступают с нею в противоречие: ветшают здания, портится мебель. Эти объекты неспособны к развитию. Такое противоречие может сдерживать развитие системы. В то же время коллективная работа по преобразованию материальной среды может иметь и конструктивное разрешение.

Еще один элемент, стимулирующий развитие системы, − социально-политическая ситуация, общественные ценности. Наконец, важным элементом дезинтеграции может стать ситуация, то есть состояние системы в определенный промежуток времени.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)