Воспитание и социальное воспитание

Воспитание как основная категория педагогики является объектом пристального внимания ученых на протяжении всей истории развития педагогической мысли.

При этом содержание понятия «воспитание» как бы запрограммировано на постоянную новизну и актуальность, ибо смысловое его наполнение определяет основные подходы к целям, задачам и средствам педагогической деятельности.

Вместе с тем воспитание – это вечная и всеобщая категория общественной жизни, в связи с чем социальная его сторона имеет первостепенное значение. Цели и содержание воспитания постоянно менялись с развитием общества, что нашло отражение в уточняющем определении к этому слову: семейное воспитание, народное воспитание, нравственное воспитание и др.

Интересно
Социальное воспитание – понятие многомерное. Это забота общества о будущем поколении и поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком. Это помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, а также правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений. То есть социальное воспитание – это целенаправленная работа, связанная с жизнедеятельностью людей в обществе.

Понятие «социальное воспитание» означает процесс, помогающий человеку совершенствовать себя, достигать успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях. Этот процесс происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда («улица»).

В отечественной истории истоки воспитания уходят в древнеславянскую языческую этнокультуру. Дошедшие до нас летописи и другие документы дают представление о воспитательных традициях Древней Руси. Принятие христианства стало важной вехой в развитии русской культуры и просвещения.

Именно религия выступала в роли хранительницы общечеловеческих ценностей. В религиозной литературе, проповедях содержится постоянное обращение к нравственным заповедям. Поэтому христианское воспитание, в основе которого лежало усвоение подрастающим поколением христианской морали, было ведущим вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

В обществе была разработана и эффективно действовала система христианского воспитания, причем политика государства строилась на принципе единства «православия, самодержавия и народности». В 70–80-е годы XIX в. в России действовало единое Министерство просвещения и духовных дел, Закон Божий являлся одним из основных предметов в образовательных учреждениях. Осуществлялось это воспитание всеми социальными институтами: семьей, школой, церковью и др.

Коренной поворот в изменении целей и содержания воспитания был сделан после революции, когда произошел разрыв с христианским воспитанием, богатейшим наследием отечественной педагогической мысли и практики.

Это породило у ученых-педагогов многочисленные дискуссии: что является предметом педагогический науки, какая должна быть взаимосвязь между обществом и школой, какова роль школы в воспитании подрастающего поколения, может ли школа повлиять на социальную среду и др.

В эти годы прочно утвердился термин «социальное воспитание», а вопросы социального воспитания были одними из ведущих в педагогике, что обусловлено, по крайней мере, двумя факторами: социальным положением детей в России и активным развитием педологии.

Сиротство, беспризорность, безнадзорность, правонарушения среди детей – «социальные болезни» общества и острейшие педагогические проблемы, которые требовали своего решения. Страницы педагогической и непедагогической печати того времени пестрели такими заголовками, как «Новейшая система перевоспитания беспризорных», «Выбитые из социальной колеи дети», «Роль и место детского дома в системе социального воспитания детей».


В России в то время активно развивалась педология. Ее основной задачей было получение систематизированных знаний о ребенке, необходимых для воспитательной работы. Наиболее ответственным и важным участком в системе народного образования считалась область социального воспитания.

Термин «социальное воспитание» чаще всего использовался в сокращенном виде – «соцвос». В период с 1917 по 1930 г. он употребляется в двух основных значениях:

  • первое – обозначение государственного органа, функцией которого являлось управление детскими воспитательными и образовательными учреждениями;
  • второе – передача общественного опыта одного поколения другому.

Соцвосами были местные органы власти, ведавшие делами дошкольного и школьного воспитания и политехнического образования детей, социально-правовой охраны несовершеннолетних, повышением квалификации учителей, а также комитет по учебной и детской книге.

Учреждения, входившие в систему соцвоса, делились на учреждения дошкольного воспитания (детсады, детплощадки), школы первой и второй ступеней; детские дома, учреждения для детей с ограниченными возможностями (слепых, глухонемых, умственно отсталых), «институты социального воспитания» –для трудновоспитуемых детей в возрасте от 8 до 16 лет.

Социальное воспитание во втором значении слова в 20-е годы рассматривалось как наиболее важный и ответственный участок работы в системе народного образования. Единого толкования этого понятия тогда не было.

Известный педагог Н.Н. Иорданский в 1923 году опубликовал книгу «Основы и практика социального воспитания».

В ней он рассматривает социальное воспитание следующим образом:

  • как всю систему воспитания со всеми его сторонами (учебные занятия, их обстановка, организация детей, наблюдение за их здоровьем, личность учителя и др.);
  • как общественное явление, опирающееся в организационном отношении на общественные формы жизни;
  • как воспитание социальных инстинктов и навыков, создание социальной жизни в учебных занятиях детей и организация их жизни на основе самоуправления;
  • как воспитание, связанное с социальной педагогикой, выступающей в качестве научной и практической дисциплины.

Однако очень скоро термин «социальное воспитание» приобретает идеологические содержание, классовый характер: под ним начинают подразумевать различные виды педагогического воздействия на ребенка, с тем чтобы из него получился физически здоровый, вооруженный необходимыми знаниями, умениями и навыками борец за строительство социалистического общества.

Термин «Классовый принцип социального воспитания» получил наиболее широкое распространение в 20-е годы. Именно тогда появляются такие слова, как «буржуй», «кулак», «пролетарий». В этом общественном контексте понятие «социальное воспитание» было тесно связано с социальным происхождением человека.

Таким образом, в России в связи с изменившимися социальными условиями произошел переход от христианского воспитания к социальному. Однако термин «социальное воспитание» просуществовал сравнительно недолго. А после печально известного Постановления Центрального комитета ВКП (б) 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпроса» его вообще перестали употреблять.

В советский период развития нашего общества на смену термину «социальное воспитание» пришел другой – «коммунистическое воспитание». Раскрытию сущности коммунистического воспитания, его содержанию, методике воспитательной работы было посвящено много исследований. В этот период закрепилась трактовка понятия воспитания в широком и узком смысле слова.

В первом случае воспитание включало в себя образование и обучение и охватывало работу всех социальных институтов воспитания. Вторая трактовка была связана с формированием у детей мировоззрения, нравственного облика, с всесторонним гармоническим развитием личности. Следует отметить, что в советское время в России была теоретически разработана и практически реализована система коммунистического воспитания.

Идеология воспитания разрабатывалась и осуществлялась коммунистической партией. Причем она старалась распространять свое влияние абсолютно на все стороны и составляющие этого процесса: определяла стратегию воспитания, уточняла его цели на каждом этапе развития советского государства, а также руководила подготовкой кадров воспитателей, координировала деятельность всех социальных институтов, участвующих в воспитании, контролировала всею систему образования, литературы, искусства, средств массовой информации, нацеливая их на усиление воспитательных функций.


Свое «второе рождение» термин «социальное воспитание» получил в 90-е годы. Связано это с крушением коммунистических идеалов, теории коммунистического воспитания. Однако фактически вместе «с водой» (коммунистическое воспитание) был выплеснут и «ребенок» (воспитание).

В официальных документах школа из «учебно-воспитательного учреждения» превратилась в «образовательное учреждение»; внешкольные учреждения, основной функцией которых было, прежде всего, коммунистическое воспитание детей, стали называться «учреждениями дополнительного образования»; были ликвидированы общественные (комсомольская и пионерская) организации детей, главной задачей которых также было утверждение идеалов коммунистического воспитания.

Это повлекло за собой пересмотр соотношения воспитания и образования, закрепление за образовательными учреждениями в основном образовательных функций и перенос центра тяжести воспитательной работы на семью, которая в силу объективных причин оказалась к этому не готовой.

Возникновение социальной педагогики как области научной и практической деятельности совпало с периодом переосмысления сущности воспитания как социального феномена и определения содержания социального воспитания, которое оказалось в центре внимания этой новой отрасли знания.

Определяя социальное воспитание как категорию социальной педагогики, следует обратить внимание на работы ученых, занимающихся этой проблемой: В.Г. Бочаровой, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова, Г.Н. Филонова и др. В исследованиях можно найти различные определения социального воспитания как категории социальной педагогики: воспитание подрастающего поколения детей в социуме; высококачественное воспитание и образование детей; воспитание всех возрастных групп и социальных категорий детей, т.е. социальное воспитание рассматривается как социальный институт.

Есть и другие точки зрения, но все их объединяет одно – акцентирование внимания в воспитании как многогранном, сложном общественном явлении на его социальной составляющей.

Таким образом, социальное воспитание как одна из основных категорий социальной педагогики является видовым понятием по отношению к категории «воспитание», которая изучается многими науками: педагогикой, социологией, психологией и др. Входит эта межнаучная категория и в категориальную систему социальной педагогики как ответвление педагогической науки. Однако основной, базовой категорией она выступает в педагогике.

Педагогика рассматривает воспитание детей как целенаправленный процесс формирования нравственных качеств личности. Качества личности выступают у человека на первый план, когда речь идет о его роли и функции в обществе, об активности его действий, об осознании им своего места в обществе.

В педагогической литературе качества личности рассматриваются как постоянно закрепившиеся отношения человека к природе, обществу, продуктам человеческой деятельности, самому себе; как определенная система мотивов, форм и способов поведения, в которых эти отношения реализуются.

Известно около 1 500 слов, характеризующих личность. Из них выбирают доминирующие, которые составляют конкретную программу воспитания, учитывающую индивидуальные качества личности и помогающую ребенку реализовать их.

Необходимо не только назвать эти качества, но и уяснить, что собой представляет каждое из них, как они между собой взаимосвязаны, какие их структурные элементы отражаются или не отражаются в реальной действительности. При этом педагог должен уметь владеть методикой формирования этих качеств.

Качества личности проявляются в действии, которое рождает поступок, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями и задачами. Поступки же в конечном итоге формируют поведение человека.

В основе нравственного воспитания ребенка лежит формирование нравственных убеждений – знаний, которые бесспорны для человека, в истинности которых он уверен, которые проявляются в поведении и становятся руководством к действию. Следующей составляющей нравственного воспитания является формирование нравственного поведения и нравственных чувств.

Нравственные убеждения, поведение регулируются в обществе нравственностью – совокупностью принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям. Гарантом нравственных требований, объектом социального контроля выступает общественное мнение. Таким образом, нравственное воспитание ребенка – одна из важнейших и сложнейших задач педагогической деятельности.

Чтобы этот процесс был достаточно эффективным, у ребенка должны быть сформированы определенные социальные знания, умения и навыки. Процесс их формирования связан и с формированием отношения, например, к отцу, матери (заботливое, внимательное, любовное и др.).

Если по какой-либо причине у ребенка таких социальных знаний, а значит отношений и качеств личности нет, то в процессе социально-педагогической деятельности необходимые социально значимые качества у ребенка должны быть сформированы – это и есть задача социального воспитания.

Социальное воспитание имеет практико-ориентированный характер. В целом оно направлено на формирование качеств личности, которые и характеризуют индивида как члена общества, при этом все качества личности социально значимы. С точки зрения структуры и содержания педагогической деятельности, применяемых методик и технологий выделяют различные аспекты воспитания – физическое, эстетическое, трудовое и др.

Одним из таких аспектов воспитания, который выделился в связи с развитием социальной педагогики как практико-ориентированной отрасли педагогического знания и соответствующей сферы профессиональной практической деятельности, является социальное воспитание и перевоспитание.

Интересно
Социальное перевоспитание – это система воспитательных воздействий педагогов, направленных на переделку, «перековку» неправильно сформировавшейся личности воспитанника, на исправление тех его качеств, привычек и черт, которые противоречат нормам и требованиям общества.

Первая задача социального перевоспитания – включить подростка в жизнь коллектива. При этом перевоспитание органически входит в общую систему воспитательной работы школы и начинает плодотворно воздействовать на поведение и сознание трудного подростка.

Причем связь между воспитанием и перевоспитанием построена на прямой и обратной зависимости: воспитание включает в себя элементы перевоспитания, а перевоспитание опирается на достигнутые в воспитании результаты. Взаимосвязь воспитания и перевоспитания может быть выражена так: нормализация и повышение качества воспитательного процесса – главное условие и решающий фактор перевоспитания. Рассмотрим подробней процесс социального перевоспитания.

В перевоспитании существует цепь последовательно связанных между собой элементов:

  • анализ положительных и отрицательных свойств характера подростка, исследование его потребностей, отклонений в поведении;
  • изучение педагогической обстановки, среды окружения ребенка с последующей нейтрализацией или устранением вредных влияний и усилением положительных воздействий окружающей среды. Подростка необходимо поставить в положение активного сопротивления неблагоприятным условиям внешней среды;
  • перестройка отрицательного стереотипа: переключение сил и способностей на полезные дела, изменение окружающей среды (перевод из школы в школу, из класса в класс). Надо, чтобы в результате такой перестройки подросток не мог проявлять свои недостатки и пороки, чтобы вся его жизнь требовала применения положительных качеств, сил и способностей;
  • изменение привычного поведения подростка путем вовлечения его в новые виды деятельности. В результате должны усиленно развиться положительные качества;
  • устранение недостатков, осуществляемое на базе ускоренного развития положительных качеств. Быстрыми темпами должно идти общее развитие. Пока не будет устранена односторонность развития, возможен рецидив.

Сущность перевоспитания заключается не только в борьбе с недостатками подростка и искоренении пороков и отрицательных качеств, но и в нормализации всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии всего положительного фонда личности.

Вокруг центрального звена перевоспитания концентрируются и все остальные элементы. При изучении личности подростка следует не столько отыскивать в нем недостатки, сколько находить то положительное, на базе которого будет строиться перевоспитание.

Анализ процесса перевоспитания позволяет выделить в нем четыре основные функции:

  • восстановительную;
  • компенсирующую;
  • исправительную;
  • стимулирующую.

Процесс восстановления положительных качеств личности требует постоянного возвращения памяти подростка к тем добрым делам, которые он в свое время совершал. Компенсирующая функция перевоспитания призвана дополнить восстановительную. Трудному подростку не всегда удается восстановить все свои духовные силы.

Необходимость компенсации вытекает из ощущения подростком слабости в какой-либо области. Он стремится компенсировать тот или другой недостаток усилением деятельности в той или иной области, которую любит, в которой может добиться быстрых успехов. При этом осознанно или неосознанно подросток развивает те качества, которые считает сильной стороной своей натуры.

Компенсация всегда связана с тремя факторами в перевоспитании: необходимостью изменить свое поведение в новых условиях, желанием добиться успеха в заинтересовавшей его деятельности и, наконец, стремлением утвердить себя в глазах сверстников как личность, достойную уважения.

Стимулирующая функция перевоспитания тесно связана с восстановительной и компенсационной. Стимулирование должно помочь ученику активизировать свои действия в той области, где проявляются его положительные качества, а также осудить свои отрицательные поступки.

Исправительная функция перевоспитания – наиболее важная среди всех остальных.

Сущность исправления состоит в том, чтобы трудный подросток как можно скорее освободился от груза отрицательных качеств. Необходимо фиксировать внимание ребенка на положительных сторонах его личности, усиливая в нем веру в свои силы, и строить работу с ним, опираясь на хорошие черты его характера.

Социальное перевоспитание – это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении личности.

Существует два понятия: «перевоспитание», т.е. перестройка всей структуры личности, и «исправление» – преодоление отдельных недостатков. Перевоспитание ставит цель сформировать личность, которая отвечала бы требованиям общественной морали.

Перевоспитание осуществляется по следующим направлениям:

  • воспитание положительных качеств;
  • вовлечение воспитанника в занятия спортом и трудом, что заполняет время, которое было отдано антиобщественным занятиям;
  • развитие положительных качеств через стимулирование положительных поступков;
  • формирование способности критического анализа своих поступков.

Воспитателю обязательно следует составить программу перевоспитания, проанализировать не только среду, в которой общается подросток, но и коллектив, в котором будет происходить процесс перевоспитания, а потом наметить конкретные меры. Рассмотрим некоторые из методов перевоспитания. Применяя метод переубеждения, нужно хорошо подготовиться, чтобы представить воспитаннику достаточно убедительные аргументы.

Метод переучивания требует предварительной организаторской работы, чтобы заполнить досуг воспитанника новым нравственным опытом. Метод переключения предполагает включение подростка в новую общественную деятельность, занятия спортом, полезным делом. Метод «взрыва» требует, чтобы педагогический прием производил сильное психологическое воздействие.


В процессе социального воспитания, когда человек самостоятельно определяет цели и достигает их, когда, испытав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе, происходит социальное становление личности.

Каждое общество заботится об уровне воспитания подрастающего поколения. Ведь воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам, принятым в данном обществе. Таким образом осуществляется социальное воспитание личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)