Воспитание и образование в Древней Греции

Наиболее высокого совершенства, по сравнению с большинством древних культур, образование и воспитание достигло в древней Греции. Именно здесь возникли такие педагогические системы, как учения Платона и Аристотеля, здесь разработал своеобразную систему воспитания великий Сократ.

Сократ вошел в педагогику как автор весьма своеобразного метода обучения – майевтики, или сократовских бесед. Этот метод заключался в том, что, ставя вопросы своим ученикам, Сократ доводил до абсурда их неправильные ответы, а затем наталкивал собеседника на правильный путь рассуждений и подводил к выводам. Из сократовских бесед в дальнейшем развивались методы обучения, направленные на развитие мышления учащихся.

Почему «майевтика»! Ведь это слово переводится как повивальное искусство. Сам Сократ объяснял так: подобно тому, как повивальная бабка, приглашенная к роженице, всего лишь помогает произвести на свет дитя, так и он помогает своим ученикам сделать вполне ясными те мысли, которыми «беременны» их головы.

Философское кредо Сократа – «Познай самого себя». Он говорил: «Чем больше я узнаю, тем больше понимаю, что знаю слишком мало».

Но возникает вопрос: действительно Сократ лишь помогал выяснить то, что ученик уже знал? Конечно, нет.

Метод Сократа – вполне научный метод, который впоследствии Аристотелем был назван индукцией. Это – прием выявления определений для общих понятий. Сократ обучал искусству обобщения, искусству находить правильные определения общих понятий, то есть учил логике.

Логическое мышление продолжили его ученики, в частности, Платон, а ученик Платона – Аристотель – основал логику. Говоря о древней Греции – колыбели европейских систем воспитания – нельзя обойти вниманием Демокрита.

Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла:

  • Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу.
  • Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы.
  • Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда и т.д.

В то же время, когда творил Сократ, появились и первые софисты. Для того, чтобы понять смысл этого слова, надо отойти от его современного толкования (софист – интеллектуальный фокусник, манипулирующий словами, словесный мошенник).

Древние греки понимали слова «софист», «софизм» иначе: «софист» – это «мудрец» (от слова «софия» – мудрость). Первоначальное значение – «человек, в чем-либо искусный». Эсхил, к примеру, так называл Прометея, а Геродот – Фалеса, Пифагора и др.

Однако в то время, о котором мы говорим (II пол. V в. до н.э.), софистами стали называть людей особой профессии – преподававших за плату научные сведения

Как пишет известный специалист в области античной философии В.Ф.Асмус,  «некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой области людей – мастера красноречия, юристы, дипломаты – становились учителями политических знаний и риторики. Однако нерасчлененность тогдашнего знания на философскую и специально научные области, а также значение, которое в глазах образованных людей греческого Запада успела в 5 в. до н.э. получить философия с ее вопросами о началах вещей, о мире и его возникновении, привели к тому, что эти новые преподаватели обычно учили не только технике политической и юридической деятельности, а связывали эту технику с общими вопросами философии и мировоззрения».

Первым сам и с гордостью называл себя софистом Протагор, а затем Горгий, Продик, Гиппий – современники Протагора.
Они путешествовали по Греции (не имели постоянного места жительства) и давали уроки «мудрости» за плату. Известно, к примеру, что Гиппий обучал астрономии, метеорологии, геометрии и музыке; Пол – физике; Критий – психологии; Антифонт занимался задачей квадратного круга и метеорологией и т.д.

Первые софисты называли себя учителями не только мудрости, но и добродетели, под которой у греков подразумевалось не одно лишь нравственное совершенство, но и практичность, способность к ведению общественных и государственных дел.

Интересно
«Софисты учили своих слушателей приемам, которые делают речь убедительной… В основе лежали два основных правила: говорить языком ясным и приятным для слуха и пользоваться доводами, для всех понятными и близкими…Они первые упорядочили употребление синонимов, родовых окончаний, наклонений и стали нарочито располагать слова с одинаковыми окончаниями в особой последовательности, чтобы речь звучала необычно и приковывала к себе внимание слушателей».

Особое внимание уделялось риторике – ораторскому искусству. Впоследствии само слово «софист» стало обозначать учителя красноречия, или ораторского искусства.

Именно Протогор провозгласил:

Человек есть мера всех вещей.

«Образование, – говорил он, – не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины»1.
Он ввел принцип относительности и знаний, и мира. Для педагогов особое значение имеет его труд по руководству ведением споров, в котором Протагор учил «придавать слабым мыслям вид очень сильных», за что, естественно, подвергался критике.

Но, говоря о древних Афинах, нельзя не вспомнить знаменитую Спарту – соперницу Афин. Это древнегреческий полис в Лаконике (Пелопоннес), превратившийся в 8 – 6 вв. до н.э. в крупнейшее государство. Именно здесь сложилась знаменитая система воспитания, которая вошла в историю педагогики как спартанское.

«Спартой управляли спартанцы (то есть военный класс), которых с детства приучали к суровому образу жизни, выносливости и которым не дозволялось заниматься сельским хозяйством или коммерцией… Образование правящего класса состояло в исключительно суровой форме закаливания характера, которую никому не удалось еще превзойти.. ».

До 6-7 лет дети зажиточного слоя воспитывались приблизительно одинаково. Новорожденного обносили вокруг домашнего очага, призывая к нему домашних богов для благословения. На десятый день нарекали ему имя, и он поступал в распоряжение матери и няньки.

На этой ступени мальчики и девочки воспитывались вместе. Но на 6-7 году происходило разделение: девочки оставались при матерях и учились у них домоводству. А мальчики эмансипировались от женского влияния. Для них начиналось долгое время обучения и воспитания в мужских руках с целью подготовки их к предстоявшим гражданским обязанностям.

Целью спартанского воспитания была выработка из воспитанника физически мощного, храброго, выносливого, дисциплинированного, законопослушного и до конца преданного государству гражданина – воина. Поэтому научное и эстетическое воспитание было в загоне у спартиатов, и их вклад в духовную культуру (в отличие от афинян) был ничтожен. Государство строго следило за тем, чтобы воспитание не уклонялось в сторону от задач, которые оно ему ставило.

Во главе воспитательного дела стояло назначенное государством особое лицо – педоном с целым штатом помощников, непосредственно заведовавших общественными школами – интернатами, в которых на полном государственном обеспечении и обучались мальчики, подростки и юноши.

Воспитание носило строго коллективистский характер: учащиеся спали в общих спальнях, ели за общим столом, участвовали в самых разных коллективных мероприятиях.

Что касается самого содержания занятий, то оно состояло главным образом из военных тренировок: маршировок, бега, прыжков, стрельбы из лука, бросания копья, борьбы и кулачного боя, хоровых упражнений. Чтение и письмо изучалось только частным образом; также и игра на музыкальных инструментах.

С точки зрения воспитания характера спартанская педагогическая система обладала очень большими достоинствами.  Коллективизм, постоянная общественная ответственность, суровые условия материальной жизни, общение с взрослыми, служившими примером гражданской доблести, – все это содействовало выработке сильных моральных характеров, серьезного отношения к долгу, умения подчинять свои личные интересы интересам целого. Но в то же самое время полное отсутствие индивидуализации создавало однообразные типы духовно ограниченных людей: спартанцы как бы штамповались по единому образу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)