Воинская субкультура и дедовщина. Методология вопроса

Культура комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. Культура – совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов.

В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа – это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многие др.

В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор – все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль.

Поскольку общество распадается на множество групп SYMBOL 190 \f “Symbol” национальных, де-мографических, социальных, профессиональных, SYMBOL 190 \f “Symbol” по-степенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Есть такая субкультура и у военнослужащих. И появилась она очень давно – тогда же, когда при первобытнообщинном строе воины выделились в самостоятельную социальную группу со своими ритуалами, приемами ведения боя, церемониями и обрядами. То воинство еще не было ни регулярным, ни профессиональным. Но оно уже было субкультурным образованием.

Таким образом, воинская субкультура – наидревнейший и универсальный исторический тип субкультуры. Армейская субкультура гораздо моложе, поскольку ее формирование связывают с появлением крупных земледельческих государств и древневосточных империй.

Армии стали массовыми, насчитывающими сотни тысяч человек. Они требовали от солдат профессиональной подготовки, длительного отрыва от семьи, проживания в закрытых военных лагерях и казармах, и соответственно формирования непохожего на гражданский образ жизни военного, или армейского образа жизни.

Наибольшего развития армейская субкультура получает в индустриальном и постиндустриальном обществе.

Другое различие – возрастное. Воинскую субкультуру можно считать всевозрастной, а армейскую – молодежной субкультурой. Ярче всего молодежная атрибутика армейской субкультуры прослеживается в современной российской армии.

Если говорить о соотношении двух социологических переменных, то армейскую субкультуру следует считать частью или частным видом воинской субкультуры. Демаркационная линия между ними пролегает не только в области исторической хронологии.

Дело еще в том, что воинская субкультура включает систему ценностей, артефактов и моделей поведения, относящихся как к мирному, так и к военному времени. Поведение людей на войне и воинский быт – совсем иное дело, нежели поведение солдат и их быт в мирное время на казарменном положении.

Субкультуру называют одним из видов господствующей в обществе национальной культуры. Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры.

К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием.

Субкультура SYMBOL 190 \f “Symbol” часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре.

Субкультура – это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры.

Субкультура отличается от до-минирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Своя куль-тура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

Малолетние детишки, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобразную субкультуру, понятную только им. Но шимпанзе и гориллы, сколько бы они ни взаимодействовали в группах, не способны породить даже зачатков культуры. Причина в отсутствии языка – этой праматерии культуры.

Воинская субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. Точно также военное сообщество не функционирует в отрыве от всего общества, оно – его органическая часть, а потому в культурных особенность молодежной армейской субкультуры отражаются социальные условия существования данной социальной группы.

Культурология и социология здесь тесно связаны между собой, как тесно связаны между собой армия и война. У социологии и культурологии на войну особый взгляд.

Трудно дать социологическую характеристику такого многостороннего и весьма сложного феномена, каким является война. К ней относятся конфликты двух крошечных племен, целых народов и великих цивилизаций.

Войны бывают древними и современными, продолжительными и кратковременными, кровопролитными, информационными, биологическими, гражданскими и мировыми. Да и какими они только не бывают.

В человеческих войнах отражается все многообразие человеческого общества – со всеми его достоинствами и недостатками. О войне написаны сотни тысяч книг и статей, а еще больше будет написано и поставлено.

Но у социологии – свой взгляд на вещи. И коротко его можно сформулировать, на наш взгляд, так: война –

Это всегда экстремальная ситуация для общества, сопровождаемая крайним напряжением материальных и людских ресурсов

Это регулярное событие в жизни большинства общества – как традиционных, так и современных

Это огромные миграционные потоки – приближение врага заставляет людей спасаться бегством, бросив все пожитки и накопленное имущество, при этом они чаще всего теряют в огне войны дом, семью, нажитый скарб

Это переоценка всех ценностей, изменение мировоззрения, психологическая травма

Это пробуждение героизма, определенная романтика, памятное событие в жизни одного или нескольких поколений. Не случайно нынешние старики вспоминают войну как самое памятное событие своей жизни

Это особый жизненный опыт, обогащение личной биографии такими событиями и переживаниями, которые нельзя получить в рутинной жизни

Это гибель молодежи, поскольку война – всегда дело молодых

Это раскол на тех, кто гибнет на фронте, и тех, кто трудится в тылу. Тыл и фронт – два новых социальных понятия, отсутствующих в повседневной жизни

Это снижение уровня жизни до прожиточного минимума, жизнь впроголодь, появление огромного числа голодных, погорельцев, беженцев, нищих

Это социальная дифференциация: войну начинают верхи, а ведут ее низы; дифференциация на фронтовиков и откосивших от армии

Это трофеи, вывоз из покоренной страны огромного числа культурных и материальных ценностей

Это образовавшийся впоследствии разрыв поколений – у них разный жизненный опыт, разные ориентации и понимание жизни, воевавшие и невоевавшие – это как бы два народа в одном

Это большое число инвалидов, которых надо адаптировать к мирной жизни

Это поствоенный синдром, когда война еще долго снится и ты просыпаешься в холодном поту

Это культурная память поколений, когда новое поколение ставит памятники жертвам войны, разыскивает погибших, восстанавливает их имена, а многих не находит

Это социальная забота государства о ветеранах войны, выделение особых льгот и привилегий

Это создание памятников погибшим воинам, музеев славы, мемориалов в честь погибших, кинофильмов, книг, альбомов

Это формирование новых ритуалов, обычаев, традиций, церемоний, например, церемония возложения венков у вечного огня, празднование Дня победы, рюмка за тех, кто не вернулся с поля боя, фотографии погибших отцов на шкафах и тумбочках, именование дивизий в честь памятных военных дат и полководцев

Это особое окопное или боевое братство с особым типом социальной солидарности, традициями и нормами отношений

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)