Дедовщина в СССР

Первые уголовные дела по НУВ появились в 1963 – 1965 годах – это были единичные факты. Но уже в 1970-е годы происходит постепенное превращение единичных случаев НУВ в социально-негативные проявления.

В Советской Армии, начиная с конца 1970-х гг. структуры внутриармейского насилия разрослись и постепенно подчинили себе нижние этажи формальной армейской организации.

Армия извне представляла собой государственный институт со всей надлежащей атрибутикой и семантикой, а для призываемых на срочную службу людей оказывалась реальностью совершенно другого рода. Они попадали под ничем не ограниченную власть солдат, призванных на год раньше.

Помимо полагающегося обучения, работ и прочего, предусмотренного уставами и правилами службы, они год несли ярмо рабов, выполняющих любые прихоти “дедов” – солдат старшего призыва. На следующий год они сами оказывались “дедами” и, поддерживая адскую механику дедовщины, превращались из рабов в господ, из жертв в палачей.

Вместе с тем в СССP происходило повсеместное сокрытие фактов дедовщины, и делали это офицеры, командовавшие ротами и батальонами.

Высшее руководство возлагало всю ответственность за каждое происшествие непосредственно на офицера.

Не желаю портить общие показатели подразделения, а в те годы постоянно происходило социалистическое соревнование на звание ударника коммунистического труда, из-за какого-то негодяя, или закрывать себе путь к служебной карьере, офицерский корпус стремился не выносить сор из избы и разобраться в проблеме самостоятельно.

Солдаты-правонарушители понимали, что о их проступках вышестоящему руководству доложено не будет. Сокрытие реальных фактов создавало обстановку безнаказанности и еще больших беспорядков.

В 1985-88 гг. в советской прессе прошла мощнейшая кампания по поводу дедовщины. Кроме статей, разрушающих миф об армейском благополучии, появились книги, ярко описывающие армейскую действительность.

Среди них можно назвать повесть Ю.Полякова <Сто дней до приказа> (1987), где впервые было откровенно рассказано об издевательствах старослужащих над солдатами-первогодками.

1988 года, разразился громкий скандал. Комсомольская правда” дерзнула напечатать статью М. Мельника “Случай в спецвагоне” о том, как первогодок, доведенный издевательствами старослужащих до исступления, застрелил их (убито 8 человек)6. Только в открытой печати сообщалось о дюжине подобных казусов за эти годы.

Позже появилась повесть С.Каледина <Стройбат>, где армия изображалась как тюремная зона. Если повесть <Сто дней до приказа> Ю. Полякова считалась до неприличия наивной, в задачу которой входило всего лишь пробить наконец дорогу реалистической армейской прозе, то произведение С.Каледина многих возмутило, армия здесь предстает как сборище негодяев.

Правда, автор по ходу повествования несколько раз напоминает нам, что это особый стройбат, скорее штрафбат, куда свозится весь криминогенный контингент строительных отрядов.

В годы перестройки ленинградский режиссер А.Рогожкин снял фильм <Караул> о неуставных взаимоотношениях в армии. Автор талантливо рассказывает, как ломается молодая душа солдата, охраняющего заключенных на этапе. По его утверждению, показуха присуща всей армии, а <дедовщина> выгодна офицерам, чтобы меньше работать с солдатами.

В последующие годы, особенно после распада СССР, средства массовой информации продолжали вскрывать вопиющие условия в армии, в том числе связанные с голодом и отсутствием нормальной медицины, в ряде случаев приводившие к смерти или инвалидности военнослужащих.

Журналисты также подробно писали об отчаянии призывников, слишком часто выливавшемся в самоубийство, о постоянных случаях дезертирства и о том, как дезертиры расстреливали сослуживцев или стрелялись сами, чтобы не попасть обратно в свою часть.

По мере того как молодые люди призывного возраста и их родители стали все с большей настороженностью относиться к перспективе военной службы, многие стали искать средства <откосить от армии> – как законные, так и нет.

По всей России возникла сеть комитетов солдатских матерей, поставивших перед собой цель помогать призывникам и их родителям находить законные способы избежать призыва.

За более чем десять лет эти группы – одна из наиболее массовых и эффективных форм самоорганизации граждан в России – спасли от призывного произвола тысячи молодых людей, имевших законные основания не служить.

Они также оказывают правозащитную помощь многим из тех, кто оставил часть из-за дедовщины, голода и других нарушений. Общественное недовольство обращением с призывниками еще более усилилось в середине 1990-х годов, когда российское военное руководство стало отправлять необученных солдат в Чечню, где они погибали тысячами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)