Возрастные границы

Подростковый возраст еще называют тинэйджерским. Под определение тинэйджера, строго говоря, попадают только те, кому от 13 до 19.

Однако дети (особенно девочки) часто в 13 лет уже созревают физчески, поэтому 11-летняя девочка может выглядеть и вести себя как тинейджер, а 15-летний мальчик, если он не достиг половой зрелости, может все еще казаться ребенком.

Само слово тинэйджер сравнительно новое. Впервые оно появилось в вы-пуске <Читательского путеводителя по периодической литературе> за 1943- 1945 годы, впоследствии стало широко использоваться в повседневном общении. Наряду с ним, как одинаковое ему, используется слово подросток.

По отношению к под-росткам могут применять еще одно слово – юный. Хотя юность – это период развития, следующий за подростковым. Однако в связи с удлинением подросткового периода специалисты договорились употреблять слова подростковый и юный как синонимы.

В США подростковый период подразделяют на две составляющие: ранний подростковый возраст (обычно от 11 до 14 лет) и старший подростковый воз-раст (от 15 до 19 лет).

Тинейджеры – люди, которые выражают страстное желание отличаться от других тем, что одеваются почти одинаково.

В России в подростковый возраст включают две категории людей – малолетних и несовершеннолетних.

Малолетними наш закон называет детей в возрасте от 6 до 14 лет. Такие ребята имеют право совершать мелкие бытовые сделки, например, купить игрушки. С 10 лет мнению ребёнка придаётся юридический смысл.

Например, выбрать школу для ребенка или сменить его фамилию можно родители не могут без учета мнения ребёнка. С 14 лет за защитой своего права можно обратиться в суд.

Несовершеннолетние – это лица в возрасте от 14 до 18 лет. Термин несовершеннолетний чаще всего используется в области юрис-пруденции: это тот, кто в глазах закона не является взрослым, в большинстве случаев таковыми считаются лица, не достигшие 18 лет.

Несовершеннолетние – лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности. По законодательству Российской Федерации несовершеннолетние – лица, не достигшие 18 лет.

Законные интересы несовершеннолетних (полностью или частично) осуществляют их родители, иные законные представители, опекуны, попечители. Закон предусматривает ряд мер, специально охраняющих трудовые, гражданские, алиментные и другие права несовершеннолетних.

В уголовном процессе установлен особый порядок рассмотрения дел о несовершеннолетних, обеспечивающий наиболее тщательное их расследование и рассмотрение.

Несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться заработком или стипендией. С 16 лет можно заниматься предпринимательской деятельностью и даже быть признанным безработным.

Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет. По уголовному праву Ирландии привлекают к ответственности с 7 лет, а в Португалии с 12. Но это не означает, что преступление, совершенное более молодыми людьми, у нас останется безнаказанным. С 14 лет наступает ответственность за целый ряд проступков, указанных в ст. 20 Уголовного кодекса РФ:

<Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения>.

Арест как мера наказания от 1 до 4 месяцев может применяться лишь к тем, кому уже исполнилось 16. И административная ответственность наступает с 16 лет.

С несовершеннолетними работают специальные комиссии – комиссии по делам несовершеннолетних. За правонарушения они могут направить детей от 11 до 14 лет в спецшколу лечебно-воспитательного характера, а с 14 лет – в спецпрофучилище.

В США несовершеннолетним в банках разрешается получать кредит на свое имя. По закону эти юные граждане уже несут ответственность за свои долги. Многим несовершеннолетним владельцам недвижимости требуется согласие родите-лей на то, чтобы сдать в аренду дом или квартиру. В США и западноевропейских странах алкогольные напитки продаются лицам, достигшим 21 года.

Зрелость – тот период в жизни человека, когда он становится взрослым физически, эмоционально, социально, интеллектуально и духовно.

Юноши в возрасте от 15 до 16 лет, пишет Клейр Шорт, не имеют определенного положения в обществе. У них нет постоянного дохода, поэтому их не рассматривают в качестве надежных бизнес-партнеров или отцов семейства. И если общество не дает вам определенной роли ил уважения, то это означает, что оно вас ни во что не ставит.

Юношам в этом смысле приходится труднее, чем девушкам, поскольку в школе они учатся хуже, часто не получают квалификации, а потому имеют более низкие жизненные шансы. Как следствие, их пристанищем становится улица, а формой выражения своих интересов – молодежная субкультура.

Выброшенные за борт общества подростки становятся невежественными, угрюмыми, замкнутыми и строптивыми. Ведомые своими лидерами, уличные подростки превращаются в уличных хулиганов, добывающих деньги незаконным путем.

После наступления совершеннолетия вам дается право голоса, мы превращаемся в полноправных и политически активных граждан. С этого момента, если рассматривать юридическую сторону дела, подросток переходит в категорию взрослых, или в зрелый период.

Большинство подростков буквально раздирает огромной силы желание казаться взрослыми. Их возмущает все, что подчеркивает, будто они все еще остаются детьми.

Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих обеспеченных семьях дети не знают источников семейного бюджета и не заботятся об этом.

Почти девять десятых опрошенных Л.Н. Жилиной и Н.Т Фроловой (1969) московских девяти- и десятиклассников надеялись, что их желания иметь определенные вещи осуществятся, причем две трети были уверены, что осуществить их желание – дело родителей.

Оказалось, что запросы старшеклассников совпадали с планами родителей только на 10%. Иначе говоря, родители готовы им были покупать дорогие <игрушки>, но совсем другие. Тем не менее взрослеющие дети уверены, что их пожеланиям будет отдано предпочтение.

Они давно привыкли, что обеспеченные и чадолюбивые родители, немного поломавшись, идут им навстречу.

Зрелым человек становится не с того момента, когда ему вы-дали паспорт или разрешили участвовать в голосовании, но лишь после того, как он в состоянии принимать на себя ответственность за свои поступки, вести себя в соответствии с теми правилами и нормами, которые разделяются данным обществом.

Взрослый отличается от ребенка способностью ориентироваться не на свои желания и инстинкты, а на социальные нормы, регулирующие поведение и ожидания людей.

С возрастом меняются и медицинские проблемы подростков: уходят одни болезни и проблемы, появляются другие. До 15 лет подростки все еще лечатся в детской поликлинике, а после – переходят во взрослую.

Сегодня принято считать границы молодежи в интервале от 14 до 30 лет. Нижняя граница молодежного возраста связывается с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы, началом профессионального обучения, т.е. за нижнюю границу молодежного возраста принят возраст в 14 лет.

Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребенка, а это возраст до 30 лет.

Это значит, что молодежь, как демографическая категория, объединяет население в пределах 16-ти летнего возрастного интервала.

На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.

За столь относительно короткий отрезок жизни молодежь переживает смену своего социально-демографического статуса несколько раз:

Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) – находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).

Средняя группа: молодежь 18-24 года (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.

Старшая группа: молодые взрослые 25-30 лет – это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.

Социологи в качестве социального признака верхней границы молодежного возраста, на которой он заканчивается, нередко выбирают образование семьи. Семейный мужчина или замужняя женщина – это уже как бы не молодые, а вполне взрослые люди.

И это правильно, поскольку семья накладывает на человека совершенно новые обязанности и статусные полномочия, которые выходят за рамки понятия <молодежь>.

Но дело в том, что в разные исторические эпохи, в разных культурах и в разные общественно-экономические формации люди женятся в разное время: в одном случае распространены ранние браки (16-18 лет), в других – поздние (27-30 лет). Стало быть, установить единые возрастные параметры на все случаи жизни невозможно.

В этом случае надо учитывать культурную специфику общества. Вот почему социологический подход к возрасту тесно соединен с культурологическим.

Молодежь социально неоднородна и различные ее отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская) имеют свои специфические особенности. Они касаются ценностных ориентаций, материального достатка, образа и стиля жизни.

Рабочая молодежь раньше начинает трудовую жизнь и раньше обзаводится семьей, чем представители среднего класса, которые пять лет учатся в вузе, а затем в течение двух-трех лет ищут подходящую работу для того, чтобы материально обеспечить будущую семью.

Стало быть, молодость у одних заканчивается раньше, чем у других. Молодой ученый, которому разрешается участвовать по своей категории в конкурсе научных проектов или публикаций, не должен превышать 35 лет. Таким образом, к культурно-историческим критериям приходится добавлять социально-классовые.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)