Воинская субкультура и дедовщина. Ритуал перехода

В советское время с введением всеобщей воинской обязанности при минимальных льготах военная служба стала – и юридически, и фактически – обязательным этапом в жизни молодого человека.

Став неизбежным, этот опыт, подчеркивает Ж.В.Кормина, со временем начал оцениваться как необходимый, и 2-3 года армейской (или флотской) службы превратились в функциональный аналог классической инициации в экзотических обществах. И осмысляться она стала аналогичным образом.

Так, сложилось представление о том, что армия дает молодым людям некое особое знание, необходимое для настоящего мужчины. Факт “превращения” юношей во взрослых людей как результат армейского опыта констатировался сообществом через признание нового социального статуса за вернувшимися со службы.

Не взятый на службу по здоровью получал обидный ярлык “браковка” и подозревался окружающими в физической неполноценности, предполагающей его несостоятельность в качестве брачного партнера. Во всяком случае, именно так было в провинции.

Уходящие на службу, точно так же, как инициируемые в экзотических культурах, оказываются за пределами своего сообщества как в географическом, так и в социальном смысле. Они попадают в иным образом структурированный мир со своими традициями – дедовщиной – и корпоративным духом, в созидании которых каждый из вновь прибывших участвует с большим или меньшим энтузиазмом.

В казарме сталкиваются на одном жизненном пространстве два возраста, разница между которыми всего один год. На гражданке они практически не чувствуется, но в армии – совсем другое дело.

Это как бы два разных мира – один прошедший горнило испытаний и потому, как считают его представители, заслуживший немалые льготы, и другой – еще не хлебнувший армейских трудностей, который, по мнению тех же стариков, просто обязан пройти через те же самые испытания.

Демаркационной линией между двумя поколенческими сообществами в армейском коллективе служит ритуал перехода (или перевода) военнослужащего из одной неформальной группы (по сроку службы) в другую.

До того как человек не прошел данный, ритуал члены группы демонстративно не признают его за “своего”. Такие ритуалы получили в науке название инициаций.

В узком смысле инициация (в полном соответствии с этимологией: лат. initiatio – совершение таинств, посвящение) означает только возрастные обряды перехода юношей в разряд взрослых мужчин, практикуемые исключительно в первобытном или родоплеменном (если оно сохранилось сегодня) обществе. Инициация – это испытание, которое внутренне перерождает человека, делает его другой личностью.

Инициации в широком значении – комплекс действий, посредством которых формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий.

Таковы обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в другой, включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в средневековье, конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др.

Понимаемые широко инициации получили более общее название ритуала, или обряда перехода.

Именно это понятие представляет собой культурную и географическую универсалию, которая характеризует практически все типы общества и во все исторические эпохи, встречается на любых стадиях социального развития: от посвящений в члены тайного союза до приёма в пионерскую организацию, от посвящения в жрецы или в вожди до инаугурации президента индустриальной державы.

Сюда же относятся обряды включения в касту или профессиональную корпорацию (например, в средневековую ремесленную или купеческую гильдию), в религиозную общину (например, христианское крещение или католическая конфирмация), в сословие (посвящение в рыцари), посвящения первобытных шаманов, возведение в сан священнослужителей, коронации монархов и т. д.

Инициация выполняет две функции:

1) социальную, поскольку означает смену статуса, переход из одной социальной категории (дети) в другую (взрослую),
2) культурную, так как разыгрывается подобно театральному представлению, оформляется или перерастает в общегрупповой праздник.

Социальную функцию инициации следует разделить на две части:

а) инициация как элемент социальной структуры, связанный с социальной мобильностью (переход из одного статуса в другой),
б) инициация как институт социализации, способствующий кардинальному преобразованию личности неофита путём включения в замкнутую возрастную структуру и приобщения к её нормам и ценностям.

Институт инициации насчитывает несколько тысячелетий. Его истоки находят в самых архаических культурах. Инициацию взросления проходили все подростки мужского и женского пола данного сообщества в возрасте примерно 11-13 лет (иногда – 13-15 лет).

Зародившись в глубокой древности, она имела своей целью подготовку молодёжи к трудовой, общественной и семейной жизни и, как правило, сопровождались тренировкой, различными, часто мучительными, испытаниями (например, нанесением телесных повреждений, о чём, в частности, свидетельствуют дошедшие до нашего времени мифы и предания, восходящие, по мнению специалистов, к дородовому периоду истории человечества).

Инициация у большинства народов, групп и сообществ включает элемент клеймения – обозначения на теле человека несмываемого священного и значимого символа: фигурки змеи, кинжала, человека и т.п.

Два типа армейских татуировок – силуэт патрона или ракеты – используется в качестве художественных виньеток для выкалывания группы крови на левой половине груди, или на плече. Это является не жизненной необходимостью, но знаком инициации: “духи” не имеют права делать татуировки.

Группа крови им “не положена по сроку службы”. Только инициированные мужчины могут обозначать свой статус группой крови, вписанной в профиль снаряда. К другому виду инициационных татуировок относятся знаки родов войск в композиции с изображениями характерных для них видов коллективного оружия: танки, БТРы, субмарины.

Инициация – неотъемлемый элемент традиционного общества. В индустриальном и постиндустриальном обществе ее место заняла другая культурная практика – псевдоинициации.

Это превращенная форма первобытной практики, сохранившая только поверхностные черты, но потерявшая было культурное содержание. Такие превращенные формы следует также именовать паллиативными. Они знаменуют собой инициации, утратившие первоначальное значение.

К ним относятся подростковые преступные группировки, с их жестокими правилами и ритуалами, асоциальные сообщества спортивных фанатов и рокеров с присущими им ритуалами псевдоинициации, сексуальной распущенностью, татуировки и испытание себя на боль, увлечение экстремальными акциями, бравада выдуманными качествами и отношениями, ухарство и вандализм, нравственный цинизм и бунт против родительских авторитетов, а также интересы с темам смерти и хаоса.

Специалисты относят их к деструктивным формам поведения. По существу они являют собой суррогат – временный и искаженный заменитель – инициации.

Наша культура, победив многочисленные пережитки и добившись всеобщей грамотности, не смогла найти достойной замены ритуалам инициации, разработать эффективные психосоциальные и духовных средства для поддержания человека, совершающего, быть может, самый сложный в своей жизни переход.

Принятые в системе неуставных отношений посвятительные обряды относятся к числу деструктивных форм социального поведения.

Инициация несет в себе мощный воспитательный потенциал, которым не обладает ее превращенная форма. Псевдоинициации не воспитывают и не формируют социально зрелую личность, а деформируют и разрушают ее.

После обряда инициации первобытный человек чувствовал радость, подъем душевных сил, а после псевдоинициации человек ощущает подавленность и унижение. Таковы тюремные практики псевдоинициации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)