Внешняя и внутренняя среда

Как правило, внутренние факторы появляются в результате принятия тех или иных управленческих решений. Появление же внешних факторов обусловлено поведением среды. Они находятся вне предприятия, но заметно влияют на успешность его работы. К таким факторам относятся наличие крупных конкурентов, социальные факторы, источники техники и технологий, государственное регулирование и т.д.

Несмотря на то, что все они неподконтрольны руководству организации, последнее должно стремиться к обеспечению своевременной реакции на них предприятия, при условии, что оно хочет достичь поставленных перед ним целей.

Рисунок 2 отражает результаты анализа литературы, позволяющие определить место внешнего и внутреннего окружения предприятия и его структуру.

Внешняя и внутренняя среда

Теперь перейдем к детальному рассмотрению макросреды предприятия.

Макросреда включает в себя основные силы, приходящие в столкновение с интересами фирмы: демографические, экономические, природные, научно-технические, политические факторы и факторы культурного окружения.

Основные силы, влияющие на макросреду представлены на рисунке 3.

Внешняя и внутренняя среда

Политические факторы макросреды изучаются для получения ясного представления о планах органов государственной власти на развитие общества, а также об инструментах, применяемых в государственной политике.

Интересно
Основным аспектом при изучении политической составляющей должна выступать идеология, определяющая политику правительства. Также необходимо оценивать уровень политической стабильности, уровень эффективности реализации государством избранного им политического направления и степень удовлетворенности населения текущей политической ситуацией.

В ходе исследований необходима оценка уровня влияния оппозиции, анализ программ, проводимых в жизнь различными политическими партиями, анализ существующих в органах государственной власти групп лоббирования, оценка влияния новых законодательных актов и форм на экономические процессы, и т.д.

Экономический компонент является отражением сущности и направленности сферы экономики, в которой компания осуществляет свою деятельность. При его изучении необходимо рассмотрение двух типов изменений – структурных и циклических.

К переменам первого типа относятся изменения, происходящие не только в экономических секторах, но и за их пределами. К примеру, снижение активности в одной экономической отрасли при одновременном нарастании ее в других отраслях, изменение взаимозависимостей основных экономических переменных: относительных уровней импорта и экспорта в процентных долях от ВНП.

В число изменений второго типа входят спады и подъему общего уровня экономической активности – колебания ВНП, инфляция, изменение потребительских цен, снижение или рост инвестиций в промышленность.

Социальная среда включает в себя демографические и социальные аспекты и стили жизни

В число демографических характеристик входят: размер популяции населения в конкретной географической зоне (регионе, города и т.д.), возрастная структура населения, географическое и этническое распределение населения, темпы его прироста, уровни дохода. Также сегментации поддается стиль жизни и иные подобные факторы.

В технологическую среду входит разработка знаний и их прикладное использование. В широком смысле данную среду можно разделить на несколько областей.

Первая группа – это исследования. Сюда входят как фундаментальные, так и базовые исследования, нацеленные на поиск принципов и зависимостей, лежащих в основе знаний, иными словами – изобретательство.

Разработки, это приведение знаний к некоей прототипной форме, иными словами – инновации.

Инновационность – важный момент в промышленном факторе.

Операции, еще одна составная часть технологического фактора, которая предполагает изложение знаний в форме, делающей возможным их прикладное использование. Иногда этот процесс называют диффузией или распространением.

Таким образом, можно сделать вывод, что выделяют внутреннюю и внешнюю среду, оказывающую влияние на деятельность предприятия.

Необходимо отметить, что к внутренней среде необходимо относить непосредственно факторы внутри самой организации, к примеру, ее финансы, маркетинг, персонал. К внешней среде, как было сказано, относят факторы, которые оказывают влияние на предприятие со стороны. К таким факторам относят политические, социальные, технологические, экономические и пр.

Особое значение для стратегической перспективы компании имеют сильные стороны (достоинства). Именно они являются фундаментом маркетинговой стратегии, на них должно базироваться достижение конкурентных преимуществ. Одновременно грамотная стратегия не может оставить без внимания и слабые стороны компании. Очень важна степень приспособления организационной стратегии к дальнейшим необходимым действиям.

Здесь особенно важно идентифицировать отличительные преимущества компании, поскольку:

  • уникальные возможности предоставляют организации возможность использования рыночных благоприятных обстоятельств;
  • на базе отличительных преимуществ формируются конкурентные преимущества компании на рынке;
  • отличительные преимущества потенциально могут стать базой для всей стратегии.

Далее необходимо провести оценку ситуации за пределами предприятия, выявить его потенциальные возможности, а также потенциальные угрозы, могущие возникнуть извне. К последним следует заранее подготовиться.

Подводя итог, необходимо отметить тот факт, что выделяют внутреннюю и внешнюю среду, оказывающую влияние на деятельность предприятия. При этом, к внутренней среде необходимо относить непосредственно факторы внутри самой организации, к примеру, ее финансы, маркетинг, персонал.

К внешней среде, как было сказано, относят факторы, которые оказывают влияние на предприятие со стороны. К таким факторам относят политические, социальные, технологические, экономические и пр.

Факторы микросреды, влияющие на организацию предоставлены на рисунке 4.

Внешняя и внутренняя среда

Таким образом, факторы микросреды, влияющие на конкурентоспособность продукции организации – это контактные лица, имеющие непосредственное влияние на производственные процессы организации.

К факторам макросреды относят факторы, с которыми предприятие не сталкивается напрямую, но которые, тем не менее, оказывают серьезное влияние на его деятельность, т.е. макроокружение оказывает на внутреннюю среду косвенное воздействие (Рис.5).

Внешняя и внутренняя среда

Направления анализа состояния хозяйствующего субъекта:

  1. Эффективность действующей стратегии хозяйствующего субъекта.
  2. Сильные и слабые стороны хозяйствующего субъекта, внешние возможности и угрозы.
  3. Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта по ценам и издержкам (на основе анализа цепочки ценностей.
  4. Конкурентная устойчивость позиции хозяйствующего субъекта по сравнению с основными соперниками (на основе анализа перспективы укрепления / ослабления конкурентной позиции компании при сохранении нынешней стратегии, позиции компании по ключевым факторам успеха по сравнению с конкурентами; наличие / отсутствие конкурентного преимущества).
  5. Стратегические проблемы хозяйствующего субъекта.

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями:

  • кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
  • организация управления;
  • производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки;
  • финансы фирмы;
  • маркетинг;
  • организационная культура.

В целях анализа внешней и внутренней среды системы управления используется несколько методов:

  • SWOT-анализ;
  • матрица возможностей, матрица угроз;
  • PEST-анализ;
  • модель «пяти сил» М. Портера;
  • модель чистой (итоговой) ценности;
  • модель, которая включает: мониторинг, сканирование, проектирование и оценивание;
  • составление профиля среды;
  • наблюдение за конкурентами;
  • анкетирование потребителей или сотрудников.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)