Должная осмотрительность при выборе контрагента
Понятие «должной осмотрительности» введено в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
Понятие «должная осмотрительность» законодательно не определено. Синонимом должной осмотрительности является осмотрительность разумная, достаточная.
Презумпция невиновности при выборе контрагента не действует.
Согласно существующей нормативной базы, хозяйствующие субъекты обязаны развернуто доказать, что их будущий контрагент благонадежен и никак себя не запятнал:
- Налоговый кодекс Российской Федерации.
- Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
- Письмо Минфина РФ от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177.
- Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
- Письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ «О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации».
В соответствии со статьей 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
При отсутствии указанных обстоятельств, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с действующим законодательством при соблюдении одновременно следующих условий:
- основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
- обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
При этом подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.
В Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» сформулированы ключевые признаки недобросовестного контрагента:
- нет информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
- не было личных контактов руководителей или уполномоченных лиц компании-контрагента и руководителя или уполномоченных должностных лиц компании-заказчика при обсуждении условий сделки и при подписании договора;
- нет подтверждения «на бумаге» полномочий руководителя компании-контрагента или представителя контрагента, а также копий документов, удостоверяющих их личности;
- нет данных о фактическом местонахождении контрагента, а также о месте его складских, производственных, торговых площадок;
- контрагент прописан по месту «массовой» регистрации;
- не указаны публичные источники информации о контрагенте (реклама в СМИ, сайт, отзывы клиентов и партнеров и др.). Косвенным доказательством недобросовестности контрагента будет наличие данной информации у конкурентов, особенно у тех, кто предлагает более низкую цену за товар или услугу.
В Письме Минфина РФ от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177 перечислены действия, свидетельствующие о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента:
- проверить наличие данных о контрагенте в ЕГРЮЛ;
- запросить у контрагента копию свидетельства о постановке на учет в ИФНС;
- получить письменное подтверждение полномочий сотрудника, подписывающего документы от имени контрагента;
- мониторить сведения о контрагенте из открытых источников информации: СМИ, интернет-ресурсов и т.п.
Таким образом, хозяйствующим субъектам необходимо проводить комплекс мероприятий по проверке контрагентов.
- Банкротство хозяйствующего субъекта
- Разработка управленческого решения по выводу системы управления из кризиса
- Правила проведения финансового анализа хозяйствующего субъекта
- Диагностика и прогнозирование кризисов в развитии хозяйствующего субъекта
- Модели жизненного цикла системы управления
- Финансовый анализ хозяйствующего субъекта
- Структура управления организацией
- Конкурентный анализ хозяйствующего субъекта
- Pest-анализ
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу