Разработка управленческого решения по выводу системы управления из кризиса

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Каждая стадия процесса управления организацией требует от менеджмента принятия определенных решений.

Под решениями, принимаемыми в организациях, в экономической науке понимается результат экономических действий, предпринимаемых менеджментов, на основе анализа нескольких вариантов, руководствуясь целесообразностью, ресурсообеспеченностью и иными факторами.

Таким образом, управленческое решение – это директивный выбор целенаправленного воздействия на организацию, на основе анализа ситуации, содержащий в себе план достижения заданной цели.

Результатом принятия управленческого решения является инициация некоторого экономического процесса в рамках деятельности по управлению организацией. Данный процесс состоит из трех этапов: подготовка, принятие и реализация управленческого решения.

На данном этапе развития исследований в области антикризисного менеджмента в литературе, как правило, выделяют два основных подхода к принятию решений в условиях кризисной ситуации. Первый основан на использовании лицом, принимающим решения, всей доступной ему информации для оценки ситуации и перспектив ее развития, второй предполагает высокую степень неопределенности в кризисной ситуации, невозможность точного прогнозирования и равная вероятность наступления различных событий.

Интересно
Одной из основных задач антикризисного управления является первоочередная разработка и реализация тех решений, которые позволили бы нейтрализовать наиболее опасные факторы, ставшие причиной кризиса и интенсивно воздействующие на результат.

Принятие управленческих решений в условиях кризиса осложнено тем, что принимать такие решения требуется на ранних стадиях, когда, с одной стороны, усугубления кризиса можно избежать, но, с другой стороны, отсутствует достаточно количество достоверных данных, позволяющих сформировать эффективное решение.

Основные методы принятия управленческих решений в условиях кризиса подразделяются на количественные и качественные и представлены в таблице 18.

Конкретные этапы управленческих решений в условиях кризиса:

  1. Признание необходимости решения:
    a. Восприятие и признание проблемы, получение информации о ситуации;
    b. Интерпретация и формулирование проблемы, определение целей;
    c. Определение критериев успешного решения.
  2. Выработка решения:
    a. Анализ ситуации;
    b. Разработка прогноза развития ситуации;
    c. Генерирование альтернативных вариантов решений;
    d. Отбор основных вариантов управляющих воздействий;
    e. Разработка сценариев развития ситуации;
    f. Экспертная оценка альтернатив;
    g. Принятия решения
  3. Реализация решения:
    a. Разработка плана действий;
    b. Организация выполнения решения;
    c. Анализ и контроль выполнения решения;
    d. Обратная связь и корректировка.

Разработка управленческого решения по выводу системы управления из кризиса

Принятие управленческого решения предваряется установлением содержания задач, стоящих перед организацией и оценкой доступных и необходимых для достижения цели ресурсов. Сбор и анализ необходимых данных о проблемной ситуации позволяет получить информацию о возможных альтернативах дальнейших действий.

Кроме информации о собственно проблеме и ресурсах, анализу подлежит информация о юридическом статусе проблемы, особенностях состояния организации в целом, информация о динамике внешней среды.

Вслед за сбором данных происходит оценка возможных последствий от реализации каждой из имеющихся альтернатив решений. Производится отбор критериев выбора оптимального решения. Оценка альтернатив во многом зависит от опыта и уровня компетенций менеджера, принимающего решение.

Выбор одной из альтернатив представляет собой процесс принятия решения

Реализация решения также требует определенного уровня компетенций и экспертизы от антикризисного менеджера. Кризисные ситуации нередко сопряжены с ситуацией полной неопределенности или недостаточности информации. Каждое решение может дать различный эффект в зависимости от факторов, выходящих за рамки компетенции менеджера. На данной стадии принимаются меры конкретизации решения и доведения его до исполнителей. В процессе реализации осуществляется контроль, на основании которого дается оценка результата и вносятся коррективы в дальнейшую работу.

Принятие управленческих решений требует сбора и анализа большого количества различных достоверных данных. Лицом, принимающим решения, должны быть четко определены требования к качеству информации, выявлены необходимые источники и средства получения данных, выбраны методы обработки и анализа полученной информации. Основные требования к информации представлены в таблице 19.

Разработка управленческого решения по выводу системы управления из кризиса

Принятие своевременных и эффективных управленческих решений требует своевременного распознавания кризисной ситуации и формулирования целей и задач по выходу из нее. Распознание скрытого кризиса дает огромные возможности для локализации ситуации и выхода из нее с наименьшими издержками.

Тем не менее, в некоторых случаях ошибки диагностики не позволяют вовремя обнаружить кризис, и управленческие решения принимаются уже во время его активной стадии, что требует совсем иных мер и подходов. В данном разделе будут рассмотрены основные типы управленческих решений по выводу организации из кризиса, с учетом стадии кризисного процесса.

В общем виде управленческие решения, в том числе и антикризисные, классифицируются по большому числу признаком, среди которых можно выделить:

  1. По срокам действия:
    a. Оперативные;
    b. Тактические;
    c. Стратегические;
  2. По степени самостоятельности:
    a. Инициативные;
    b. Предписанные;
  3. По широте охвата:
    a. Общие;
    b. Частные;
  4. По функциональному признаку:
    a. Планирование;
    b. Организация;
    c. Контроль;
  5. По содержанию:
    a. Политические;
    b. Технические;
    c. Технологические
  6. По уровню определенности проблем:
    a. Решения, принимаемые в условиях определенности;
    b. Решения, принимаемые в условиях риска;
    c. Решения, принимаемые в условиях неопределенности.

Важно отметить, что в антикризисном управлении не существует универсальных решений, безотказных схем и точных процедур для вывода организации из кризиса. Конкретный набор управленческих решений в организации имеет индивидуальный характер. Тем неменее, всю совокупность решений можно разделить на некоторые условные обобщенные группы, которые будут рассмотрены далее.

Антикризисные меры формулируются в виде конкретных задач, которые являются не только необходимыми для выхода из кризиса, но и реализуемыми на данном этапе. При разработке антикризисных мер важно учитывать факторы ограниченности во времени и рациональности.

Антикризисные меры при обнаружении скрытого кризиса по различным группам показателей представлены в таблице 20.

Разработка управленческого решения по выводу системы управления из кризиса

Меры, представленные в таблице, имеют эффективность в случае, когда речь идет о кризисах на ранних стадиях.

Но более острые кризисы требуют применения более радикальных мер, в числе которых можно отметить:

  • инновационное реформирование: маркетинговые исследования, повышение конкурентоспособности продукции, повышение качества и разнообразия ассортимента;
  • модернизация: остановка нерентабельных и низкорентабельных второстепенных производств, либо же перепрофилирование производственной деятельности, если продукция, выпускаемая в результате такой деятельности, неконкурентоспособна;
  • истребование дебиторской задолженности и возможная уступка по ней части прав требований, что позволяет высвободить часть оборотных средств организации.
  • реализация сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей: высвобождение части оборотных средств, повышение ликвидности активов, направление высвободившихся средств на реализацию антикризисных проектов;
  • реализация объектов непроизводственной сферы с целью высвобождения средств и сокращения расходов.

Важным процессом в реализации предложенных мер является контроль и анализ выполнения антикризисных решений. Именно наличие развитой системы контроля обеспечивает высокий уровень профессионализма управленческого труда.

Предварительный контроль необходимо производить еще до начала реализации управленческого решения. Основной целью предварительного контроля является установление правильности выбранных целей и стратегии. На этом этапе еще возможна корректировка критериев оценивания решения, а также отладка методики реализации решения. В этой точке процесса формируется система и методы контроля на все время реализации проекта.

Текущий контроль производится в процессе реализации решения и представляет собой измерения и оценку различных параметров с учетом степень их важности для достижения цели. Этот процесс включает в себя регламентирование норм реализации проекта, сбор и анализ данных о фактических результатах проекта, сравнение и оценка фактического результата и ожидаемого, а также разработка корректирующих действий, при обнаружении отклонений.

Причины, по которым управленческие решения и их исполнение могут иметь низкое качество, сводятся к следующим:

  • большое количество невыполняемых принимаемых решений;
  • принятие управленческих решений без учета прошлого опыта;
  • принятие управленческих решений, которые дублируют существующие;
  • изменение целей, задач, стратегии в процессе осуществления антикризисного проекта;
  • принятие решений, не имеющих под собой оснований и не несущих в себе конкретной содержательной составляющей;
  • слабая разработанность процесса подготовки к принятию решений;
  • отсутствие процедуры обратной связи и согласования между руководителями и исполнителями управленческих решений;
  • отсутствие или несоблюдение процедур и стандартов делопроизводства, низкий уровень организации управленческих процессов;
  • определение невыполнимых сроков реализации;
  • слабость стратегического планирования;
  • низкое качество информационного обеспечения принятия управленческих решений;
  • недостаточная эффективность системы контроля, анализа и оценки управленческих решений, отсутствие обратной связи;
  • упор на формальное выполнение заданных критериев и игнорирование их сущностного содержания.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)