Конкурентный анализ хозяйствующего субъекта

Стратегический анализ издержек – сравнение компании с основными конкурентами по затратам на единицу продукции в каждом виде деятельности для выявления тех из них, которые улучшают или ухудшают положение компании относительно конкурентов.

Цепочка ценности компании – основные и вспомогательные виды деятельности по созданию потребительской ценности (рис. 6).

Анализ цепочки ценностей (М. Портер).

Анализ собственных сильных и слабых сторон удобно проводить в формате «цепочки создания ценности».

Любой бизнес можно представить в виде совокупности процессов, формирующих ценность для клиента (первичные процессы), и процессов, не участвующих непосредственным образов в формировании ценности (вторичные процессы).

К первичным процессам можно отнести:

  • конструирование продукта;
  • закупку ресурсов;
  • производство продукта;
  • распределительную логистику;
  • продажи;
  • маркетинг;
  • сервис.

Конкурентный анализ хозяйствующего субъекта

К вторичным процессам (выполняющим вспомогательную, обслуживающую функцию) можно отнести:

  • управление персоналом;
  • управление финансами компании;
  • учет;
  • юридическое обеспечение бизнеса;
  • информационные технологии и т.п.

Каждый процесс в цепочке создания ценности можно оценить по стандартной схеме «затраты — время — качество».

Идеальный процесс — это процесс быстрый (своевременный), качественный и недорогой.

В качестве ключевых индикаторов обычно используются показатели:

  • рентабельности,
  • ликвидности,
  • структуры капитала.

Пять факторов конкуренции:

  1. Конкуренция между участниками отрасли.
  2. Угроза со стороны новых конкурентов в отрасли.
  3. Конкуренция со стороны производителей товаров-заменителей из других отраслей.
  4. Конкурентное давление поставщиков, вызванное необходимостью взаимодействия с ними и обязательствами перед ними.
  5. Конкурентное давление потребителей, вызванное необходимостью взаимодействия с ними и обязательствами перед ними.

Методика анализа представлена в таблице 9.

Далее обратимся к характеристикам рыночной конъюнктуры и конкурентному анализа окружения организации. В зависимости от цели экономического исследования предлагают различные классификации типов рыночных структур.

Признак, который положен в основу данной классификации, есть степень влияния некоторого продавца (покупателя) на рыночные цены

А ключевым понятием, которое выражает сущность рыночных отношений, является понятие конкуренция.

Конкурентный анализ хозяйствующего субъекта

Существует два основных вида конкуренции: совершенная конкуренция, когда каждый продавец (покупатель) не имеет возможности оказывать существенное влияние на цены товаров и, если данное условие не выполняется, то конкуренция является несовершенной. Несовершенная конкуренция делится на чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополистическую конкуренцию и монопсонию.

Совершенной конкуренцией называют такие условия, когда на рынке существует большое число фирм, которые производят стандартные и однородные между собой товары, свободный выход и вход на рынок и практически полностью отсутствует ценовой контроль.

Чистой монополией называют рынки, где вся власть сосредоточена у одного продавца, поскольку он является единственным, а его товар не имеет товаров-заменителей, вход на рынок заблокирован и проводится жесточайший контроль цен.

Характеризуя монополии по степени монопольной власти, необходимо отметить, что если принимать во внимание обстоятельства, в силу которых одна компания моет стать единственным продавцом экономических благ на рынке.

В экономике принято выделять такие основные виды монополий:

  • закрытые;
  • открытые;
  • естественные;
  • организационные;
  • простые.

Особенность закрытых монополий состоит в том, что они надежно защищены от конкуренции при помощи различных юридических ограничений (патентов, государственных лицензий, авторских прав и т.д.). Так, к примеру, во многих странах мира государство может обладать исключительным правом на производство и продажу оружия, производство некоторых медицинских препаратов и т.п.

Открытая (случайная) монополия. В данном случае компания на определенный интервал времени становится единственным поставщиком того или иного экономического блага, не обладая при этом какими-либо специальными механизмами защиты от конкуренции. В большинстве случаем в подобной ситуации могут оказаться фирмы, которые впервые появились на рынке с уникальной, инновационной продукцией.

В современной экономике распространены естественные монополии, под которыми подразумеваются компании, которые работают в отраслях, в которых долгосрочные средние затраты могут достигнуть минимума лишь тогда, когда всего одна крупная фирма полностью обслуживает весь рынок.

В подобного рода отраслях минимальный эффективный масштаб производства близок к тому объему предложения, на который рынок предъявляет спрос по любой цене и который, при этом, является достаточным для компенсации производственных издержек. Таким образом, характерной чертой естественных монополий является ярко выраженный «эффект масштаба». Часто ими являются компании, основу производства которых составляют уникальные природные ресурсы.

Простой может называться монополия, которая в каждый конкретный момент времени свою продукцию продает по одной и той же цене всем потребителям.

Интересно
К организационным монополиям (их еще иногда называют «рукотворными») относят крупные межотраслевые объединения, которые создаются со следующей основной целью – поддержание цен на определенном уровне, или распределении совместно полученной прибыли.

Подобного рода объединения создаются осознанно, посредством концентрации у определенных лиц большей части ресурсов компании.

Для получения прибыли сверх нормы, а также значительного усиления рыночной власти, сильные компании могут:

  • без особых усилий подавлять своих конкурентов (при помощи демпинговых цен или бойкота);
  • осуществлять враждебные поглощения соперников (к примеру, массово скупая их акции на фондовой бирже);
  • на добровольной основе объединяться друг с другом (довольно часто посредством взаимного обмена акциями) в различные альянсы, для того чтобы, не прибегая к конкуренции между собой и к «ценовой войне», выгодно и упорядоченно совместно делить рыночную власть;
  • создавать аффилированные компании и филиалы.

Исторически сложились такие три основные формы монополистических объединений:

  • картели;
  • тресты;
  • синдикаты.

Классифицируется монополистическая деятельность по разным признакам.

В Федеральном законе «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ приводятся следующие виды:

  1. Неправомерные действия организации или группы лиц, которые пользуются своим привилегированным положением.
  2. Согласованные группой лиц или представителями бизнеса действия, которые нарушают антимонопольное законодательство страны.
  3. Другие действия, которые законодательство РФ трактует, как монополистическую деятельность.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)