Влияние дистанционного обучения на образовательный дискурс

Современный мир диктует свои правила для осуществления многих видов деятельности. XXI век – это век инноваций, когда многие сферы переходят на компьютеризированный формат: работа, учеба, развлечения и др.

Но на данном этапе, когда мир охватил вирус COVID-19, всем в экстренном порядке пришлось перейти на дистанционный формат жизни, учеба не стала исключением. Образовательный дискурс – это коммуникативное взаимодействие между типовыми участниками (преподаватель – студент). Целью является передача накопленного опыта и знаний преподавателя своим студентам.

Образовательный дискурс – комплексная система по приобретению знаний, ценностей и опыта практической деятельности и компетенции, осуществляется в ситуациях непосредственной работы с учебными текстами, их актуализации и интерпретации, т.е. в учебной аудитории, на лекционном или практическом (семинарском, лабораторном) занятии. Формы работы подверглись изменениям на фоне дистанционного обучения.

Согласно Закону об образовании Российской Федерации (РФ) вузы призваны способствовать всестороннему гармоничному развитию личности на любом уровне образования, приобретение им в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) знаний, умений, навыков, формирование ряда общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК), жизненно важных и позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

Привычные лекции в образовательных учреждениях, где преподаватель в очной форме показывает (если это лекция с наглядными формами), рассказывает и отвечает на вопросы – это то, что было всегда. В марте 2020 года все были на вынужденной самоизоляции, как оставаться на связи, чтобы дистанционный формат обучения не стал той точкой, когда уровень образования начнет стремительно падать?

Этот вопрос особенно актуален даже сейчас, когда тотальный дистанционный формат обучения был приостановлен, но смешанное обучение внедрили для образовательных учреждений любой ступени обучения (школа, колледж, университет).

Дистанционные платформы для обучения – это мост, через который осуществляется связь преподаватель – студент (учитель – ученик). Для российских школьников и студентов есть бесплатные платформы, что позволяет не вкладывать дополнительные средства в образование. Платформа для онлайн-связи Zoom – программа, с помощью которой можно организовать бесплатный звонок на 40 минут (до 100 человек одновременно), при этом программа поддерживает видео для полноценного обучения с группой студентов.

Интересно
Платформа для онлайн-связи BigBlueButton – программа, которая создана для веб-конференций, для подключения нужно перейти по ссылке и вписать свое имя. Во время работы на данной платформе можно отображать презентации и другие вспомогательные элементы обучения, также организатор может передавать права любому участнику, чтобы оставаться в интерактивной связи, и он мог демонстрировать свою работу (домашнее задание, семинарские задания).

Программа позволяет создать опросы, что позволяет провести тесты в режиме онлайн. Онлайн-лекции в 2021 году, которые приобрели постоянный характер, не являются чем-то принципиально новым. В Интернете огромное количество видеоуроков по любым направлениям обучения, чаще всего все видео хранятся на YouTube.com.

На видеоуроках обучение не заканчивается, многие курсы также можно пройти онлайн, которые предполагают наличие промежуточных и итоговых тестов, что является особенностью образовательного дискурса. Вопросно-ответная форма, тестирование используются не только для активизации учебно-познавательной деятельности студентов, но и для лучшего усвоения обучающимися определённых репрезентативов.

На базах университета созданы личные кабинеты для студентов, куда преподаватели выкладывают курсы и задания. Нижневартовский государственный университет имеет свою систему дистанционного образования на данном сайте для каждого направления подготовки закреплен свой курс прохождения предмета, где присутствуют теоретические материалы и практические, по окончанию курса нужно пройти тест, либо прикрепить файл с выполненным заданием.

Все инновационные решения, которые касаются нового формата обучения, где связь преподавателя и ученика теряется на фоне постоянного онлайна, помогают сохранить и приумножить остаточные знания, проконтролировать выполнение задание и разобрать их на встречах в Skype, Zoom, Bigbluebutton и др. Для преподавания иностранных языков эти платформы для обучения, где можно увидеть и услышать друг друга, не заменимы простыми промежуточными тестами.

Использование компьютерных технологий при обучении иностранному языку становится все более популярным на разных этапах овладения иностранным языком. Этим объясняется актуальность вопросов относительно специфики применения ИКТ в процессе языковой подготовки, как в очном формате обучения, так и в дистанционном.

Если рассматривать ИКТ в рамах очного посещения университета, то к задачам курса преподавания иностранных языков относят навыки использования технологий: для поиска информации и анализа результатов; развитие ко гнитивных и исследовательских умений; развитие информационной культуры; расширение кругозора и повышение общей гуманитарной культуры студентов; повышение уровня учебной автономии, способности к самоорганизации и самообразованию.

Работа над текстами в процессе их формирования и интерпретации в коммуникативной ситуации в сфере организованного обучения, т.е. в условиях образовательно дискурса, способствует формированию информационно-коммуникативной компетенции, которая определяется (И.Г. Смирновой) как совокупность знаний основ коммуникации и современных информационно-коммуникативных технологий, навыков дискурса, способностей к межкультурной и межличностной коммуникации в условиях поликультурной среды.

Как достигают этих задач преподаватели в условиях дистанционного формата? Для преподавателей иностранных языков Нижневартовского государственного университета была подготовлена анкета, результат которой должен показать, с какими трудностями можно столкнуться и какие перспективы предполагает смешанное обучение.

Анкета включала вопросы относительно содержательной и организационной сторон процесса обучения, ответ на которые подразумевал выбор одного из вариантов:

  1. Как вы адаптировались к условиям дистанционного обучения?
  2. Удобно ли вам преподавать в дистанционном режиме?
  3. Удовлетворены ли Вы процессом преподавания в дистанционном режиме?

Также анкетирование было направлено на мнение преподавателей, вопросы касались: мотивации студентов; программ, которыми пользовались в ходе обучения; проблемы, которые возникли

По результатам анкетирования дистанционное обучение восприняли положительно и справлялись с работой без проблем 40%, остальные испытывали затруднения.

Практически все преподаватели (82%) используют для работы Zoom, а 100% из всех преподавателей контролируют выполнение заданий на платформе СДО НВГУ, 35% преподавателей рассылают задания на почту, лекциями из YouTube пользуются 60%. Более 70% преподавателей отмечают, что уровень мотивации студентов понизился, по выходу с самоизоляции главными проблемами стали: скудный словарный запас, который должен был быть пополнен во время обучения онлайн; неправильное произношение звуков.

В заключение следует отметить, что образовательный дискурс – это среда, которая создает благоприятный климат и условия для обучения
студентов навыкам и знаниям, за которыми они приходят в высшие учебные заведения.

Становление их индивидуальных качеств, самореализации как активного субъекта образования, также, в новых реалиях жизни 2021 года, самоконтроля и дисциплины, которой порой не хватает в условиях самоизоляции.

Интересно
Но в условиях пандемии возникает ряд сложностей для преподавателей: сложности с техническими возможностями техники, выполнения студентами заданий верно и своевременно, снижения уровня мотивации; с которыми можно с легкостью справляться с помощью инновационных помощников: программ для онлайн-лекций, дистанционные курсы с промежуточной аттестацией и др.

Таким образом, если поддерживать постоянную связь, оказывать помощь, то современное образование, которое подвергается внешним воздействиям, не будет терять тот уровень, на котором находится, а даже наоборот, приумножать накопленные знания и повышать уровень образования не только самих студентов, но и преподавателей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)